Новая живопись
В середине XIX века «потребителем» искусства становится некая абстрактная публика. Искусство выходит на новый уровень: художников перестают расценивать как высококлассных ремесленников, появляются академии и салоны (выставка-продажа под патронажем известной особы). В это время художники начинают писать в «большой манере», вобравшей в себя все достижения живописи нового времени. Это и линейная перспектива, и показ объема через светотень, и многофигурность, и работа с полутонами. Идеалом для таких живописцев служила античность. Однако внутри академии намечается раскол. Часть художников считает, что нужно максимально следовать натуре, другие полагают, что в своих работах необходимо переосмысливать, преображать мир. Наряду с этим меняется и образ художника. Появляются длинные волосы, объемные береты и бархатные камзолы. Довершает сумятицу Бодлер, опубликовавший в 1863 году эссе «Художник современной жизни» и показавший образ художника, который должен в своих работах отражать не только вечную красоту, как приверженцы академии, но и сиюминутную, рисующую эпоху. Немалую роль сыграла и выставка-продажа работ тех художников, которые до этого не отбирались жюри для участия в подобных мероприятиях. Этот Салон отверженных имел необыкновенный успех, однако сопровождался и скандалом вокруг импрессионистов. Тогда общественность подняла вопрос о том, а можно ли отнести их картины к искусству, а спустя какое-то время импрессионисты приобрели поклонников и мировую славу. Это и стало тем прецедентом, после которого художники перестали бояться отходить от общепринятых норм.
«Поймать изменчивость»
Но чем же так шокировал публику импрессионизм? Художники этого направления писали так называемые «быстрые» картины. Работе в студии они предпочитали пленэры. Все это объяснялось тем, что мир стал более изменчивым, динамичным. А целью импрессионистов как раз и было передать это непостоянство. Основу их живописи составляют цвет и свет, с помощью которых можно показать желанную динамику. Значительную роль в утверждении импрессионизма сыграли технические инновации от появления железнодорожного сообщения до изобретения красок в тюбиках. Кроме того, получила широкое распространение моментальная фотография, которая освободила живопись от документирования реальности. Затем в мир искусства буквально ворвались постимпрессионизм и кубизм. Сезанн отправляется на Таити, чтобы там найти что-то новое. Ван Гог максимально стремится выразить свое внутреннее состояние на холсте. Кубисты рассматривают, как объект существует в пространстве, обращаются к традициям живописи Египта и Африки, изображая не только то, что видимо, но и то, что знаемо.
Сейчас можно сказать, что художники модернизма работали в духе идей, которые проявились несколькими десятилетиями позже. Однако они никогда не выходили за рамки живописи, не совершали радикального перехода.
Следующая лекция «Авангард. Искусство и утопия» состоится 1 декабря. Вход по предварительной регистрации.