– На прошлой неделе Госдума сформулировала свою позицию по вопросу защиты религиозных чувств граждан, в том числе сопряженных с насилием. Но будут ли предложены шаги законодательного регулирования проблемы, обострившейся в последнее время?
– Принятое депутатским корпусом заявление – первый шаг на пути сохранения стабильности и межэтнического согласия. Продолжением работы в этом направлении является проект изменений в Уголовный кодекс, над которым сейчас работает думский Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. Очевидно, что существующего наказания в виде штрафа в 1000 рублей за оскорбление чувств верующих и почитаемых ими предметов явно не достаточно. Рассматриваемым законопроектом предлагается ввести статью об уголовной ответственности за ущемление чувств и прав верующих, которая будет предусматривать как штрафы и принудительные и исправительные работы, так и крайнюю меру – реальный тюремный срок.
В современных условиях религиозные объединения выполняют важные задачи по сохранению духовного и культурного наследия России, развитию государственно-церковных отношений и международного сотрудничества, укреплению гражданского мира и согласия, образованию подрастающего поколения и воспитанию его в духе любви и уважения к Отечеству. Поэтому государство должно использовать всю силу закона, чтобы защитить религиозные чувства наших граждан, наши национальные и духовные ценности от любых попыток поругания и осквернения.
– Сергей Викторович, в конце сентября Госдума приняла закон «О Фонде перспективных исследований». Какие задачи стоят перед вновь создаваемой структурой?
– Этот Фонд должен заниматься совершенствованием оборонной отрасли, обеспечивать инновационное развитие нашего оборонно-промышленного комплекса, способствовать перевооружению армии и флота. Сегодня существенные средства расходуются государством на мероприятия национальной безопасности и обороны. В проекте бюджета 2013 года на решение этих задач предусмотрено почти 3,5 триллиона рублей. Следить за тем, чтобы их освоение было эффективным, чтобы ресурсы пошли на решение стратегических и прорывных, будет ФПИ. При этом второй стоящей перед Фондом перспективных исследований задачей является применение технологий ОПК в «мирной» экономике – для производства продукции двойного назначения.
– С весны обсуждается законопроект о «социальном патронате». У документа немало противников, утверждающих, что его принятие грозит скачком коррупции в органах опеки и попечительства и потерей целых поколений детей. Тем не менее, проект закона был принят Госдумой в первом чтении.
– Принятие проекта изменений в законодательные акты по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства в первом чтении означает лишь то, что дан старт его детальной проработке, формулировки могут и будут корректироваться.
Противники законопроекта считают, что он станет инструментом разрушения семей. Я не могу с этим согласиться. У нас ежегодно без родительского присмотра остаются порядка 100 тысяч детей, свыше 60 тысяч отцов и матерей приходится лишать или ограничивать в родительских правах, набирает обороты социальное сиротство. И нужен механизм, посредством которого государство поможет неблагополучным семьям. Это социальный патронат. Попавшим под него семьям будет оказываться правовая и материальная помощь, психологические, медицинские, педагогические консультации. В рамках социального патроната органы опеки и попечительства будут готовить «план действий по спасению семьи», помогать сохранить ребенка в семье, что в конечном итоге приведет к снижению числа детдомов в России.
– Сергей Викторович, мы с Вами встречаемся накануне очередной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Вы являетесь постоянным представителем России в ней с 2004 года. Какие вопросы будут рассматриваться на этот раз?
– Программа стартующей 5 октября в Тиране осенней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ будет насыщенной и разноплановой. На обсуждение вынесены и вопросы, касающиеся развития многонациональных и мультикультурных сообществ, и тема борьбы с экономическим и финансовым кризисом, предполагающая провозглашение политики строгой экономии, и роль СМИ в содействии надлежащему управлению. Уверен, предстоящий межпарламентский диалог позволит выработать эффективные шаги для разрешения сложных ситуаций, включенных в программу.
Акцизы на табак, алкоголь и бензин снова возрастут. Соответствующий проект изменений в Налоговый кодекс РФ внесен на рассмотрение Государственной Думы. Так, налог на данную группу товаров предлагается повысить на 6–25 % до 2015 года. В случае одобрения парламентом, уже в 2013-м изменения дадут федеральному бюджету дополнительно 15,4 миллиарда рублей. Самый большой рост акцизов ожидает табачную продукцию: так, сбор на сигареты может быть увеличен на 20 % – до 960 рублей за 1000 штук плюс 9 % от стоимости, но не менее 1250 рублей.
Изменяя ставки в большую сторону, государство, во-первых, пытается сократить потребление вредных для здоровья граждан товаров – алкоголя и табака, а во-вторых – увеличить бюджетные доходы, что позволит, в частности, поднять заработную плату бюджетников и размер пенсий.