Следует отметить, что новая редакция Стандарта выгодно отличается от предыдущей версии, прежде всего, своей конкретикой. В частности, в пункте 3 вместо многочисленных «зашифрованных» пунктов 8(1), 9(1), 9(2), 10 – 14 теперь содержится весь перечень сведений, подлежащих раскрытию. Основа основ – это общая информация об управляющей организации, ТСЖ или ЖСК. Стандарт указывает на необходимость отражения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности: данных годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерского баланса и приложения к нему, доходов, полученных за оказание соответствующих услуг. Кроме того, согласно законодательству, УК должны будут сообщать о своих расходах, а товарищества или кооперативы прилагать сметы доходов и расходов и отчеты о выполнении этих смет.
Новый стандарт фиксирует необходимость оглашения перечня многоквартирных домов, которые находятся на балансе УК, ТСЖ или ЖСК с указанием адреса и основания управления по каждому дому. Огласке будет подлежать также информация о домах, договоры с которыми были расторгнуты в предыдущем году с указанием оснований для разрыва отношений. Общественному вниманию будут представлены и собственники помещений, которые в прошлом году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества.
Дом, милый дом
Важная особенность новой редакции Стандарта – индивидуальный подход к каждому дому. В частности, необходимость раскрытия общей информации предполагает указание характеристики дома, включая адрес, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и состав общего имущества, уровень благоустройства, серию и тип постройки, кадастровый номер, площадь земельного участка и даже конструктивные и технические параметры. УК будут обязаны публиковать справку о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества, о выполняемых работах по его содержанию и ремонту, а также их стоимости. В Стандарте зафиксирована необходимость раскрытия информации об оказываемых коммунальных услугах: поставщиках ресурсов, установленных ценах (тарифах) и нормативах потребления.
На чистую воду
Между тем, сама УК должна публиковать отчет об управлении домом, а товарищества или кооперативы – сметы доходов и расходов за год. Уведомление о случаях привлечения должностных лиц объединений к административной ответственности за нарушения в данной сфере должны быть представлены на «народный суд» независимо от формы управления домом. При этом к отчету должны быть приложены копии документов о применении санкций, а также о действиях, принятых для устранения нарушений.
Обнародование информации должно осуществляться по формам, утвержденным Министерством строительства и ЖКХ РФ. Еще одно важное изменение касается сроков реакции на запросы потребителей в электронной или письменной форме: теперь на это дается 10 рабочих дней вместо прежних 20 дней в ответ на письменное обращение и 2-х – на электронное. Таким образом, теперь для удобства потребителей время реакции управляющих компаний уравняли.
Где искать правду?
Управляющая организация обязана размещать все указанные данные на информационных стендах (стойках) в своем офисе и сообщать по запросу потребителей адрес официального сайта или наименование и реквизиты своего официального печатного издания, где размещены все материалы. Товарищество и кооператив адрес своего сайта указывают на стендах. В ситуации, когда запрашиваемая информация представлена в необходимом объеме в СМИ или на стенде, УК вправе, не раскрывая запрашиваемых сведений, указывать адрес ресурса, наименование и реквизиты издания. Важно, что копии всех опубликованных материалов хранятся 5 лет. Между тем, полномочиями по проверке УК в части исполнения требований Стандарта наделена Государственная жилищная инспекция Воронежской области, которая расположена по адресу – улица Плехановская, дом 53, офис 501.
* Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2014 года № 988 «Об утверждении изменений в Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»