Кирилл Мошков представил публике «лекцию-провокацию»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Кирилл Мошков представил публике «лекцию-провокацию»

11 ноября 2013 / просмотров – 1331
Культура
«Импровизация и джаз – кто кого» – встреча с таким названием на днях состоялась в книжном клубе «Петровский». Столкнуть эти два казалось бы вытекающих одно из другого понятия отважился Кирилл Мошков, редактор портала jazz.ru.

Идиома джаза

Итак, джаз – это вид музыкального искусства, уместивший свое развитие в 115-117 лет. Музыкальная идиома – это набор стилистических признаков, свойственных какому-либо музыкальному направлению. По словам Мошкова, формирование идиомы джаза завершилось примерно в конце XIX века, то есть уже тогда джаз выделился из пласта музыки, стал узнаваемым. Кирилл отметил весьма интересный факт, что это направление ни в коем случае нельзя считать африканским, оно сугубо американское, так как могло возникнуть только в тех уникальных обстоятельствах, которые сложились в конце XIX века в Америке. Конечно, джаз впитал в себя африканские нотки, но наравне с ними он впитал в себя и европейскую культуру. Примерно в это же время зарождается и блюз. Изначально оба эти направления из-за своего подчеркнутого ритма были непонятны европейцам, даже казались им неточной игрой.

Что дальше?

Примерно к 50-м годам XX века развитие джаза завершилось, то есть все принципиальные «вещи» уже были придуманы. Теперь музыкантам оставалось только экстенсивное развитие. Для позднего этапа развития джаза характерен отход от ярко выраженного танцевального ритма. Однако далеко не все согласились остаться и импровизировать в уже устоявшейся идиоме.

Здесь и наметился тот самый раскол на два новых течения – классический, традиционный джаз, или Uptown, и поток импровизации – Downtown. Последний представляет собой полиидиоматическую импровизацию, то есть музыканты раздвигают границы стиля в поисках новых средств выразительности. Появляется множество околоджазовой музыки, которую сейчас, кстати, можно услышать практически на каждом европейском фестивале. Композиции групп, принадлежащих к этому стилю, представляют собой синтез сочиненной музыки (малая часть) и сиюминутной импровизации. Во многих таких мелодиях практически полностью отсутствует ритм, то есть ударник производит лишь отдельные звуки.

Прощай ритм?

В связи с этими новыми тенденциями возникает множество споров на предмет, а джаз ли это вообще. Европейцы считают такую музыку джазом, американцы – нет. Кирилл приводит одну показательную историю, даже комментарий. На концерте один слушатель заметил: «Хорошо играют, но ведь не свингуют». Это «не свингуют» и является определяющим фактором. Ведь для джаза характерны четко выраженные полиритмы, ритмы со смещенными долями. Сегодня в поисках чего-то нового музыканты в принципе отходят от этого, не говоря уже о танцевальности, которая когда-то была присуща джазу.

Нехватка слухового опыта

Развитие джаза настолько многомерно, что уследить за ним подчас бывает очень трудно, что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что каждую неделю в свет выходит порядка 150 новых пластинок. Однако проблема в том, что на сегодняшний день значительной части поклонников направления и даже музыкантам не хватает слухового опыта. Многие из них последнюю новую запись послушали в 1985 году! А ведь музыка не стоит на месте. Следить за тем, что в ней происходит, один из главных этапов развития как музыканта, так и меломана, иначе как можно оценить происходящее или сочинить что-то новое?

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели