Воля и пространство
Кирилл Светляков осмотрел работы художников и поделился своим мнением с собравшимися: «Первое, что бросается в глаза в «Метагеографии», – это размытое пространство, отсутствуют персонажи». В лекции он связал понятия «пространства» и «воли», раскрывая свои идеи на примере работ российских и зарубежных мастеров. «Воля – это пространство плюс свобода», – говорит Светляков. Слово «воля» сложно переводится на другие языки. В русском языке это пространство, в котором человек находится, пространство неконтролируемое, сакральное, живущее своей жизнью. В других языках пространство и воля не связаны. Эти мысли развивает в своей киноработе «Земля» Александр Довженко.
Одним из первых художников, кто переосмыслил пространство, был Поль Сезанн. Хайдеггер видел в нем творца, который преображает пространство в форму. Во многом необычное восприятие пространства у Сезанна было связано с особенностями зрения. Он не различал ближнее и дальнее, видел мир как сферу, что можно заметить на его работах. Сезанну удалось уловить момент схождения «здесь» и «там», что сейчас является основным условием восприятия для современного зрителя.
Универсальная картина мира и абстракции, найденные в реальности
Еще одной знаковой фигурой в понимании пространства в искусстве стал фотограф франкфуртской школы Андреас Гурски. Именно он доказал всему миру, что фотография это искусство, а снимок может стоить дороже картины. В своих творениях Гурски показал отрыв от локального места в глобальную систему, напоминающую космическое пространство. Работы Гурски поражают воображение своей эпичностью, мощью и в то же время пугают какой-то вселенской бесконечностью.
Еще один фотограф, работающий с пространством, – Томас Струт. Известность ему принес снимок с разбитой аппаратурой, в котором критики увидели отсылку к абстракциям Василия Кандинского, вот только на этот раз эти абстракции существуют в реальности. Струт показывает изменившуюся картину мира. Так полки с товарами в супермаркете напоминают некий ландшафт, дают универсальную картину.
Также с пространством работали минималисты, стремящиеся преодолеть границу между местом и формой. Кроме того, примечателен и супрематизм Малевича, где каждая форма может раскрыться как пространство. У Кандинского исчезает отношение центра и периферии. Магритт в своих работах разделяет пейзаж, тем самым показывая, что нет единого места.
Тема пространства по-прежнему является одним и важнейших моментов для осмысления в искусстве. Метагеография же существует на стыке науки и искусства и включает в себя как какие-то реальные места, так и умозрительные пространства.
Организаторы фестиваля «Чернозем»: Арт-группа «Квадрат», Департамент культуры и архивного дела Воронежской области.
Партнеры: Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, Музей-заповедник «Дивногорье», Воронежская государственная академия искусств, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, Воронежский областной художественный музей им. Крамского, Муниципальный выставочный зал, галерея «Х.Л.А.М.», Культурный центр «Кампанелла», Книжный клуб «Петровский», Воронежский центр современного искусства, Воронежский Камерный театр, Воронежский концертный зал, Jiggerhouse «ХЛАМ», Галерея Арт-Пенза.