Какие проступки караются по закону?
Действия или бездействие управляющей организации, которые касаются сферы представления услуг по содержанию жилья и текущему ремонту ненадлежащего качества, относятся, по сути, к административным правонарушениям.
Законодательным актом, содержащим перечень статей по административной ответственности, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Требовать привлечения УК к ответу могут как собственники, так и наниматели жилья. Главное знать, куда обращаться и на какую статью КоАП ссылаться. В этом материале мы публикуем топ рейтинга самых «популярных» нарушений управляющих организаций и соответствующие «ссылки».
Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов
Управляющая организация зачастую нарушает требования Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491. К таким «преступлениям» относятся несвоевременный ремонт кровли; недосмотр УК, результатами которого становятся деформация и образование трещин несущих конструкций, повреждение защитно-отделочных покрытий, неисправное состояние внутридомовых инженерных систем (водопровода, канализации, отопления, электрических сетей).
В подобных ситуациях применяется статья 7.22. Орган, уполномоченный привлекать к административной ответственности – Государственная жилищная инспекция Воронежской области (статья 232.55 КоАП РФ). Размер штрафа может составлять для должностных лиц от четырех до пяти тысяч рублей, для юридических – от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Нарушение нормативных показателей коммунальных услуг
Нарушением в данном случае является несоответствие качества ЖКУ регламенту, установленному Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Здесь имеется в виду, к примеру, превышение допустимой продолжительности перерывов в предоставлении ЖКУ, оказание коммунальных услуг ненадлежащего качества (отклонение температуры горячей воды от норматива, несоответствие температуры внутреннего воздуха в жилых помещениях установленным стандартам, перепады напряжения в сети и прочие «нестыковки»). Эти действия или бездействие управляющей организации подпадают под статью 7.23 КоАП РФ, и привлечь УК к ответственности может опять-таки жилищная инспекция Воронежской области. Для нарушителей предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц – от пятисот до тысячи рублей, на юридических – от пяти до десяти тысяч рублей.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых зданий
Такое противоправное поведение УК выражается в нарушении требований, установленных Федеральным Законом от 30 марта 1999 года № 52 – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это может быть захламление или загрязнение, затопление подвалов в жилых домах, несвоевременное принятие мер по устранению «антисанитарных» неисправностей инженерного и иного оборудования. Все эти беспорядки попадают под статью 6.4. в КоАП РФ. Орган, уполномоченный привлекать управляющую организацию к административной ответственности, – Роспотребнадзор по Воронежской области (статья 23.13 КоАП РФ). За эти нарушения руководитель УК может быть оштрафован на сумму от одной до двух тысяч рублей. Если протокол об административном правонарушении будет составлен на управляющую организацию (юридическое лицо), размер штрафа составит от десяти до двадцати тысяч рублей или повлечет за собой административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Непредоставление информации
Эта значимая для всех потребителей статья 7.23.1 КоАП РФ введена в действие в декабре 2011 года. Ответственность исполнителя услуг (УК) наступает в случае нарушения требований законодательства, касающихся раскрытия информации о своей деятельности.
Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями приведен в Постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731. Правонарушение может выражаться в отказе предоставить по письменному требованию потребителя следующие сведения:
– наименование, адрес, сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя, отчество руководителя, перечень домов, находящихся в управлении;
– основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности;
– информацию о выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
– данные о ценах на коммунальные ресурсы.
К административной ответственности по этой статье управляющую компанию уполномочена привлекать жилищная инспекция Воронежской области. Наказание достаточно серьезное – наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических – от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч рублей. Если руководитель управляющей компании повторно нарушит требования законодательства о предоставлении информации, он будет дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет.
Непредоставление расчетов
Статья КоАП РФ 7.23.1 введена для реализации стандарта раскрытия информации о деятельности управляющих компаний. В стандарте конкретно не прописана обязанность исполнителя подтверждать расчетами суммы, выставленные к оплате. Зато это обязательство закреплено в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам в пункте 49 (обязанности исполнителя услуг). Отказ в предоставлении расчета сумм, выставленных к оплате в платежном документе, попадает под действие части 1 пункта 14.8 Кодекса «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге)».
К ответственности по этой статье привлекает Роспотребнадзор по Воронежской области. Размер штрафа составляет для должностных лиц от пятисот до тысячи рублей, для юридических – от пяти до десяти тысяч рублей.
В ближайшие четыре года Фонду ЖКХ предстоит расселить и снести в нашей стране все ветхие строения, общая площадь которых составляет 10,1 миллиона квадратных метров жилья. По подсчетам главы фонда Константина Цицина, на эти цели потребуется около 300 миллионов рублей.
Президент Дмитрий Медведев предложил продлить деятельность Фонда ЖКХ до конца 2015 года. Вместе с тем финансирование капремонта планируется постепенно сокращать: в субъектах будут создаваться собственные региональные фонды, которые наполнятся за счет местных бюджетов. Там же будут скапливаться средства, перечисленные жильцами, на проведение капремонта. Соответствующий законопроект может появиться весной 2012 года. Пока речь идет о пяти рублях с одного квадратного метра в месяц.