Джон Кейдж известен как пионер в области электронной музыки. По версии ряда журналов он даже назван самым влиятельным композитором XX века. Часто Кейдж творил на стыке жанров. Неудивительно, что кто-то знает его как художника или поэта. Однако в каком бы направлении он ни работал, он демонстрировал свою картину мира, в какой-то мере обладающую отголосками восточной философии. Самыми известными произведениями Кейджа являются «4.33» (четыре минуты и тридцать три секунды тишины) и «Сонаты для препарированного пианино».
«Лекция о ничто» – это текстовая работа, написанная по законам музыкальной композиции. Как и музыкальное сочинение, она обладает ритмической структурой: пять больших частей, или 48 разделов по 48 тактов в каждом. Говоря о творчестве и жизни, Кейдж периодически напоминает о структурированности лекции, что дает слушателю возможность осознать самое понятие структуры. Также в своей работе он исследует форму, целостность и другие концепты. Кроме того, Кейдж рассказывает о собственном восприятии музыки и начале своего творческого пути. Еще ребенком он полюбил звуки и интервалы. Упражнения для пальцев одной руки приводило его в восторг. Однако когда будущий инноватор попробовал сочинять сам, он понял, как непросто совместить разум и слух, которые в итоге сошлись для него в шуме. Если до войны он использовал громкие звуки, то после войны навеки с ними расстался, давая дорогу звукам тихим, отражающим грусть.
Дорога в никуда, ничто – это и есть блаженство, по мнению Кейджа. Ничто доводится до некоего абсолюта, но двигаться к нему нужно не спеша, без какого-либо раздражения или сомнений.
«Лекция о ничто», прочитанная Сергеем Кочуриным в перформативной манере, не только дает богатую почву для философский размышлений, но также позволяет лучше понять составляющие музыкального произведения – звуки и паузы.
Фото Александра Томилина