Содействие в получении новых навыков и поиске подходящей работы им оказывают в Центре профориентации и помощи при трудоустройстве молодых инвалидов с ДЦП, который функционирует на базе «Надежды» с января 2016 года. Здесь ребят учат шить, вырезать по дереву и изготавливать керамические изделия. Один курс рассчитан почти на год, после его завершения выпускникам помогают найти работу и обрести финансовую самостоятельность. Корреспонденты «ГЧ» побывали на занятии в гончарной мастерской и узнали, в какой сфере деятельности могут использовать свои возможности взрослые с ДЦП.
Реабилитирующее ремесло
«Ребята, готовим воду и разминаем глину! Сегодня будем делать чайные кружки», – с постановки задачи и определения плана работ начинается в мастерской каждый урок. Дел всегда много: вылепить чашку, вазу или другое изделие, ошкурить уже высохшие предметы, поставить их в печь, покрыть акриловой краской или глазурью, и в таком случае снова обжечь.
Преподаватель Анна Сычикова – профессиональный керамист, она знакомит учебную группу, в которую входят люди с ДЦП или задержкой развития, с простыми способами работы с глиной. Занятия построены таким образом, чтобы каждый мог справиться с поставленной задачей.
«В нашей мастерской мы в основном применяем технику пласта, расписываем изделия преимущественно акриловыми красками. Но постепенно ребята начинают знакомиться и с более сложным материалом – глазурью, – рассказывает Анна. – Наша задача – научиться работать на таком уровне, чтобы готовую посуду, вазы и прочие декоративные вещи можно было продавать. Сейчас как раз активно прорабатываем варианты реализации нашей продукции: через интернет, с помощью сотрудничества с небольшими магазинами или участия в ярмарках и аукционах».
Занятия в центре профориентации это не только обучение новой профессии, которая может обеспечить пусть небольшой, но стабильный заработок, но и возможность для социализации людей с инвалидностью.
«Мы общаемся друг с другом, делимся новостями. Наши встречи – это замечательный повод для ребят выбраться из квартиры в город, узнать что-то новое. Плюс ко всему уроки важны еще и в терапевтическом плане, – продолжает преподаватель. – При работе с глиной у людей с ДЦП расслабляются мышцы, улучшается мелкая моторика, это тоже позитивно сказывается на нервной системе. Кроме того, занятия приносят еще и психологическое удовлетворение: с каждым разом результаты становятся все лучше».
«Помогаем, как умеем»
В студии занимаются ребята с разными стартовыми возможностями: кому-то глина поддается легче, кому-то, в силу физических особенностей, – труднее. Но дружеская атмосфера и взаимовыручка не позволяют ученикам бросать занятия в случае неудач.
«Если у кого-то рука не работает и он не может сам справиться или что-то не получается, мы помогаем, как умеем, – рассказывает ученик мастерской Денис Жаурин.
И речь идет не только о занятиях по лепке из глины. В целом, вся организация молодых инвалидов с ДЦП и родителей детей с ДЦП «Надежда» – одна большая семья, члены которой во всем поддерживают друг друга. Здесь вместе отмечают праздники, ездят на отдых, экскурсии, проводят учебные занятия и устраивают творческие встречи.
«Каждые выходные к нам приезжают барды, мы в восторге от их выступлений! – делятся ребята. – Кроме того, мы часто ездим на экскурсии: были в музее Веневитинова, путешествовали по Золотому кольцу. Скоро планируем посетить Бобровый питомник . Еще каждое лето группой отдыхаем в Анапе. И в течение года ходим все вместе в кафе, участвуем в различных мероприятиях».
Как подчеркивает председатель организации Татьяна Чурсина, вся эта деятельность – результат стараний самих родителей подопечных, которые собственными силами организуют для ребят досуг, проводят занятия, делают ремонт в помещении.
«Раньше мы думали, как прокормить детей, как их лечить. Теперь, когда они выросли – придумываем, чем занять, как трудоустроить, – рассказывает Татьяна Александровна. – Конечно, в такой деятельности без единомышленников мы бы не справились. Важно, что государство стало больше внимания уделять проблеме интеграции людей с инвалидностью в общество: совершенствуется процедура медико-социальной экспертизы, развивается ранняя помощь особенным детям, формируется система инклюзивного образования. Одним из значимых для нас событий также стало продление госпрограммы «Доступная среда» до 2025 года. При этом существенную поддержку мы получаем и на уровне региона. Так, всестороннее содействие нам оказывает депутат Госдумы Сергей Чижов, который откликается на наши инициативы и помогает реализовать социально значимые проекты».
И для себя, и для тех, кто нуждается
Помимо гончарного отделения в учебно-трудовом досуговом центре для молодых инвалидов с ДЦП обустроена и швейная мастерская. Еще два года назад девушки и юноши учились шить на бытовых электрических машинках в маленьком не совсем приспособленном помещении. Теперь же удобное рабочее пространство (Центр переехал в мае этого года – прим. ред.) оборудовано профессиональной техникой и мебелью. Все это, равно как и гончарный круг, и печь, было закуплено на средства президентского гранта, который центр получил в прошлом году.
«Мы победили в конкурсе социально значимых проектов, – рассказывает Татьяна Чурсина. – Размер финансовой поддержки превысил 2 миллиона рублей. На эти деньги закупили для мастерских все необходимое оборудование и материалы».
Здесь ребята шьют постельное белье, одежду, кухонные прихватки и фартуки – пока только для себя, своих семей и для других подопечных организации. Иногда выполняют небольшие частные заказы. Между тем, в планах – заключить договор на пошив одежды с какой-либо фирмой.
«Сейчас за одно занятие мы изготавливаем до 20 комплектов постельного белья для лежачих детей-инвалидов, – показывает готовые простыни и наволочки ученик мастерской Игорь Денин. – Также шьем одежду для тех, кто не может ходить. Мне очень нравится этим заниматься. Я вот сам себе фартуки сшил, а девочки могут уже сложные костюмы кроить, и даже без помощи преподавателя».
Так, например, Лера Бредихина легко справляется не только с эластичной глиной, но и капризной тканью. С начала этого года девушка уже сшила для себя пижаму, халат, несколько юбок и кофт, и все это помимо основных занятий с группой.
«Хотим работать, но есть проблемы»
У Игоря и Дениса уже есть трудовой опыт – первый расставлял тележки в супермаркете, второй – был дворником при военкомате. Однако в силу различных причин молодые люди уволились и сейчас находятся в поисках подходящей вакансии.
«В супермаркете были длинные смены. Тяжело работать по 12 часов в сутки, к тому же в ночное время. И платили за это мало, 9 тысяч всего, – объясняет Игорь – Сейчас хочу устроиться курьером или мерчендайзером в магазин. Самое главное, чтобы коллектив был хорошим, график удобным – 8 часов в день, – и зарплата достойная. Но инвалидов неохотно принимают на работу, а там, куда берут, недостаточно платят. Вот я сейчас стою на учете в службе занятости, и все вакансии, которые они предлагают (сапожник, столяр), вообще мне не подходят, а других просто нет. Я готов учиться чему-то новому, поэтому и хожу на занятия сюда, в Центр».
Вопрос повышения занятости людей с инвалидностью приобрел сегодня статус приоритетного направления в государственной политике. В прошлом году был утвержден план, согласно которому до 2020 года число работающих инвалидов должно увеличиться минимум вдвое – до двух миллионов человек. Этому будут способствовать внесенные Госдумой изменения в закон «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которым с 1 января 2019 года людям с особенными потребностями будет оказываться всестороннее содействие при трудоустройстве. Речь идет о том, что службы занятости совместно с работодателями начнут помогать не только тем, кто к ним обращается, но и тем, кто самостоятельно ищет работу. Поддержка будет осуществляться на всех этапах, начиная от поиска вакансий и заканчивая закреплением на рабочем месте. Парламентарии также планируют рассмотреть законопроекты, направленные на совершенствование регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов (Подробнее о трудоустройстве инвалидов в Воронежской области).