Любовь и электричество
«Три вещи меня поразили в жизни – дальняя дорога в скромном русском поле, ветер и любовь», – с этих слов из письма Андрея Платонова начал свое выступление артист. Его манера ведения спектакля более всего была не бенефисом актера, а беседой с залом. Мастерство и увлеченность Александра Филиппенко делали каждого зрителя заинтересованным, чутким и отзывчивым собеседником, погруженным в философию жизни Андрея Платонова.
«В чем увлекательность и интерес любви для стороннего наблюдателя? В простом и недостаточно оцененном свойстве любви...» – таинственно умолкал артист и обращался к залу, – «Что мог здесь сказать Платонов?» Зрители рестерянно молчали. Не нашлось тех, кто бы озвучил в этот момент на память строку из письма земляка. А Филиппенко после интригующей паузы продолжал: «Искренности!...». Гость столицы Черноземья привлекал внимание публики к любимым и характерные обормотам, мыслям и смысловым акцентам в тексте:
– А вот здесь – чисто платоновский переход, – скороговоркой предварял он очередное предложение, – «Но любовь, как всякую природную стихию, можно приложить и иначе. Как электричеством, ею можно убивать, светить над головою и греть человечество…»
Философ и сатирик
Актер также прочел первую главу повести «Город Градов», сумев показать во всей полноте мастерство Платонова-сатирика. Экспрессивная жестикуляция, заразительные эмоции, легкие движения и неподражаемый, знакомый воронежцам по десятками любимых фильмов, голос актера приковывали внимание к сцене, заставляя видеть не единственного артиста и скромный реквизит – стол и стул, а железнодорожные переезды, провинциальные улицы и зацикленного на своей миссии мелкого чиновника в окружении массы колоритных персонажей.
Прозвучали также отрывок статьи «О первой социалистической трагедии» и философская пьеса «Голос отца», где писатель вновь и вновь размышляет о человеке будущего, счастливом и благородном.
Артист обратился и к сложной и трагичной биографии Платонова, прочтя меткие слова из эссе «Катастрофы в воздухе» Иосифа Бродского: «С фотографии на нас смотрит худощавое лицо, простое, как сельская местность, смотрит терпеливо и как будто с готовностью принять и преодолеть все, что выпадет». Заканчивая выступление, артист признался, что в Воронеже прозвучала уникальная программа – обычно он читает иной состав произведений. Также Александр Филиппенко произнес на прощание цитату из Гоголя: «Кто льет часто душевные, глубокие слезы, тот, кажется, более всех смеется на свете».