Марина Давыдова: «Современный театр требует от зрителя интеллектуальной и физической отдачи»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Марина Давыдова: «Современный театр требует от зрителя интеллектуальной и физической отдачи»

27 января 2014 / просмотров – 2423
Культура

С семинаром «Как понимать современный театр» в Воронеже 24-25 января побывала Марина Давыдова, один из авторитетнейших отечественных театральных критиков. Главный редактор столичного журнала «Театр», арт-директор фестиваля «Новый Европейский Театр (NET) рассказала об актуальных тенденциях развития искусства, самых громких именах и составила для воронежцев «to do list» из постановок и книг, обязательных к ознакомлению. Семинар состоялся в рамках Платоновского фестиваля Искусств.

Что такое современный театр? На этот вопрос можно давать тысячи ответов, отмечая актуальные тенденции, аргументируя точку зрения фактами из истории искусства и именами мэтров и талантливых «восходящих звезд». Однако «нерв» театрального мира сегодняшнего дня Марина Давыдова в беседе с воронежскими критиками, журналистами и блогерами определила в первую очередь как интенсивный поиск новых вопросов и интеллектуальный вызов зрителю и самому себе.
Эксперт отметила, что традиционный критерий оценки постановки – ощущение катарсиса, очищения, обретения частицы истины или идеала – едва ли применим к авангардным театральным явлениям современности. Они не запрограммированы, а напротив, приглашают зрителя к со-творчеству, и оставляют его, как правило, в растерянности: с новыми вопросами, разворошенными мыслями и открытыми ранами – без ответов, алгоритмов и «бинтов». Ищущим в искусстве нормативности, прямых четких установок, вероятнее всего, европейский авангардный театр не придется по вкусу.
По словам Марины Давыдовой, мир театра, как и кино, делится на два потока: массовый, где едва ли можно ждать каких-либо новаций и прорывов, и «фестивальный», где в арт-хаус-пространстве, на «передовой» театрального фронта творится история театра, выковываются новые формы. Знакомство с ними происходит на престижных форумах. Самые значимые фестивальные площадки сегодня – это Авиньонский, Эдинбургский фестивали, венский Wiener Festwochen и BITEF в Белграде, столице Сербии. Примечательно, что на театральной карте мира, обрисованной Мариной Давыдовой, самыми значимыми являются не те державы, которые известны своей геополитической мощью. Законодателями театральных трендов являются Германия и Франция, а США в театральном смысле мало что дают миру. Прорывы в искусстве случаются сегодня в восточной Европе – Польше, Венгрии, Литве, Эстонии, а консервативная Великобритания лишь смотрит вслед их театральному мастерству.
Для воронежцев, желающих начать или продолжить знакомство с современным театром, расширить свой кругозор в этом вопросе, Марина Давыдова дала ряд советов и рекомендаций: что посмотреть, какими именами вдохновиться на дальнейшие поиски в записей интернете или даже планирование "театрального турне":

1. Роберт Уилсон «Эйнштейн на пляже» – спектакль-долгожитель, впервые поставленный в 1976 году, не теряет актуальности по сей день. Более 4 часов сценического действа, лишенного нарратива и привычной сюжетности, соединяет в себе черты оперы и балета, драматических скетчей и «театра художника». Роберт Уилсон – одно из самых значимых имен для современного театра: все стили и «-измы» актуального искусства мастер смог органично перенести на сцену. Его творчество – аналог супрематизма и сюрреализма в театре.

 

2. Сонеты Шекспира в постановке Роберта Уилсона

Эта постановка дает представление об Уилсоне как дизайнере-сценографисте, с его неизменным перфекционизмом и блестящей выверенностью лаконичных, осмысленных деталей. Все, что находится в пространстве сцены (актер, декорация, свет, проекция) – становятся равновеликими средствами трансляции художественного замысла.

 

3. Лекция Марины Давыдовой и Бориса Фаликова о спектакле Питера Брука «Махабхарата»
Синтез театральной критики и культурологического анализа от двух экспертов – ключ к пониманию кода непростого, медитативного спектакля.

 Фото Александра Томилина

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели