Как сообщают разработчики инициативы, старый Бюджетный кодекс от 1998 года претерпел слишком много правок, которые в последние 15 лет принимались в среднем 8 раз в год. Так, с 2000 года было принято 109 федеральных законов, вносящих изменения или приостанавливающих действие отдельных положений кодекса. Новая же редакция призвана объединить в единую систему все принятые изменения, а также подготовленные правительством поправки.
По словам доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой экономики и управления организациями экономического факультета ВГУ Юрия Трещевского, принципиальное изменение касается утверждения периода планирования бюджета: «До этого оно осуществлялось на год. Со временем появились нормативные акты, которые стали предусматривать трехлетний период. В новом Кодексе принципиальная позиция в отношении такого подхода к планированию четко определена на уровне Кодекса. Главный финансовый документ будет утверждаться ежегодно на следующий финансовый год и трехлетний период, при этом каждый год данный период сохраняется, то есть к последнему году трехлетки будет добавляться очередной год. Такой «скользящий» бюджет даст возможность лучше прогнозировать доходы и расходы государства и позволит эффективнее приспосабливаться к плану, опираясь на конкретные цифры».
«Подушка безопасности»
Еще одним важным изменением Юрий Игоревич называет ликвидацию Стабилизационного фонда, который заменят Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервы в них также будут создаваться за счет сумм, которые раньше поступали в Стабфонд – от налога на добычу полезных ископаемых, экспортных пошлин и так далее.
При этом, как считает Юрий Трещевский, новая терминология является более близкой к общепринятой в мире: «Фонд будущих поколений формируется везде и особенно в странах, где бюджет существенно зависит от добычи полезных ископаемых. Классический пример в этом отношении – Норвегия».
Внимание к деталям
Между тем, если говорить детально, новый документ, прежде всего, уточняет основные понятия бюджетных отношений. По словам Юрия Игоревича, многими терминами «специалисты оперировали как некой данностью, но конкретного определения тех или иных понятий в старом Бюджетном кодексе не было. В новом документе они приобретают законодательно определенное звучание, что, безусловно, важно».
«Например, – продолжает эксперт, – введено понятие «денежных обязательств», которое многие отождествляли с бюджетными, даже специалисты не всегда различают эти понятия. Теперь же денежные обязательства рассматриваются так же, как в условиях гражданско-правовых сделок. Кроме того, введены понятия «главный распорядитель бюджетных средств», «финансовый орган», дана новая трактовка «бюджетной росписи».
В целом говорить о каких-то радикальных переменах в системе бюджетных отношений с учетом возможного принятия нового документа, по мнению Юрия Трещевского, не следует: «Речь скорее идет об упорядочивании, классификации существующих понятий, введении терминологии, адекватной порядку ее определения, понимания и применения в практике бюджетных отношений. Это важно, поскольку каждый термин в бюджетных отношениях должен подниматься однозначно, и с этой точки зрения в новом Кодексе прошли достаточно существенные реформы».