Выдвигая данное предложение, специалисты ведомства исходили из необходимости устранить некоторую дискриминацию граждан, пенсионными средствами которых управляет Пенсионный фонд РФ.
Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством, случаи, когда по завершении гражданином трудовой деятельности, у фонда или управляющей компании, которым доверено управление накопительной частью, оказывается недостаточно средств, являются гарантийными только для клиентов НПФ.
То есть, когда человек выясняет, что размер пенсионных накоплений «не дотягивает» до общей суммы уплаченных страховых взносов – к этому, например, может привести неудачное инвестирование – включается механизм двухуровневой гарантийной системы. Ее суть сводится к следующему: ПФР и каждый НПФ обязан сформировать резерв по обязательному пенсионному страхованию, параллельно создается общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений (ими управляет АСВ).
После наступления гарантийного случая, сначала используются резервы фонда, который занимался администрированием накоплений, затем - если этих средств оказывается недостаточно - выплаты производит Агентство по страхованию вкладов.
В свою очередь, ведомство Топилина предлагает включить в список гарантийных случаев ситуации, когда возникает дефицит средств выплатного резерва и средств, предназначенных для срочной пенсионной выплаты (она формируется за счет дополнительных страховых взносов, которые выплачиваются самостоятельно или работодателем, в дополнение к 22 %).