Несмотря на кажущуюся прагматичность заявленной темы, лекция была скорее похожа на лиричный стенд-ап: Олег рассуждал на тему места музыки во Вселенной и о ценности иррационального начала в процессе создания произведений искусства.
- Музыка зародилась несколько тысяч лет назад. Она стала звучать внутри у наших предков, они стали слышать её в природе. И до сих пор внутри любого из нас звучит музыка. Просто когда она звучит внутри, к примеру, банкира, то он думает, что это он где-то её вчера услышал, вот и привязалась. А когда она звучит внутри человека искусства, он, естественно, задумывается о том, как дать ей выбраться наружу, чтобы её услышали другие. Художник - в широком смысле этого слова -может её выразить. Потому не художник ищет тему, а тема - его. Художник - дерево, а тема - молния, ударившая в него.
Человек сначала запел, а потом заговорил. И музыка ему нужна была, помимо всего прочего, чтобы не сдохнуть. От скуки, однообразия и невозможности понять, кто мы и зачем мы здесь.
Профессия музыкального продюсера неизменно связана с записью на различные музыкальные носители. Но далее Олег - человек, харизматичный в своей парадоксальности - неожиданно “набросился” именно на них, на “консервные банки”.
- Когда один и тот же человек играет одно и то же произведение несколько раз, будут ли это идентичные концерты? - обратился продюсер к залу
- Нет
- Конечно! Музыка - сиюминутна - продолжил Олег - каждый отдельно взятый раз сыгранное произведение неповторимо. Но хитрецы придумали закатывать музыку в “консервные банки” - записывать её на носители. Важно помнить, что настоящая музыка - всегда здесь и сейчас.
Далее Олег Нестеров поднял тему “посредничества” в творчестве. И речь тут не о продавцах картин и грамм-пластинок:
- Когда однажды я взялся писать роман, я осознал, что механизм творчества в разных видах искусства - один и тот же. Я его сегодня его уже озвучивал: художник - дерево, тема - молния. Но вот количество “посредников” в разных видах искусства также разное. Когда ты пишешь прозу - между тобой и, так скажем, космосом ничего не стоит. Ну, разве что, рука может не успеть записать, или лэптоп зависнет.
Теперь же поговорим о музыке. Вот композитору причудилась музыка, и он сел её набросал в нотной тетради. И он уже её исказил. Ведь музыка - это волны, а не частицы. Далее композитор отнёс эти ноты дирижёру. Ещё один “посредник”. И потом уже дирижёр доносит это до оркестра. В результате музыка нам явится троекратно искажённой. И это неправильно. Услышал внутри музыку - взял гитару или сел за фортепиано, и создаёшь.
Ну а напоследок Олег озвучил три ключевых правила, которые необходимы творцу при создании произведения:
1. Не понимать, что происходит (принцип автоматизма).
2. Ничего не ждать (не пытаться рационализировать процесс или думать о месте, которое произведение займёт в истории).
3. Ни от кого не зависеть.
- Задача художника - подытожил Олег - описать бесконечность. А ноты здесь - лишь верстовые столбы.