Спектакль, в котором мужчины изображают представительниц слабого пола, причем в самый «женский» и требующий максимального сосредоточения душевных и физических сил период – беременности и родов – был сюрпризным, лаконичным и лишенным всякой травестийности. Никаких переодеваний, жеманности или ужимок – максимально человеческое, искреннее действо.
На сцене – семеро мужчин, в джинсах, серых джемперах и кедах. Их роли – условные «роддомовские» типажи: первородящая, старородящая, повторнородящая, VIP-родящая, залетевшая, ожидающая и медсестра. Все семеро – главные герои действа. «Говорят, это плохой прием в драматургии, советуют не более 2 главных героев, но у нас нет второстепенных», – разводят руками авторы спектакля.
У каждой героини – своя история, свой путь сквозь тернии собственного сознания, страхов и комплексов, сквозь запутанный клубок отношений с мужьями и бойфрендами, через холодные роддомовские коридоры и стеклянные боксы родовых к главному счастью – встречей с собственным ребенком и в то же время – неповторимой новой личностью.
По словам авторов спектакля, Алексея Куличкова и Сергея Шевченко, все образы, представленные на сцене – собирательные, они не являются «слепками» с конкретных интервьюруемых. И все же несколько историй, рассказанных артистам женщинами, вошли в постановку практически полностью и в значительной мере «сконструировали» образы.
– Мы приглашали на спектакль наших «доноров», и реакцией на увиденное были слезы радости, причем обоюдные. А еще, исходя из того, что половина тех людей, которых мы интервьюировали, не театралы, на спектакле они чуть ли не восклицали «Ой! Это же я говорю!», когда слышали свой текст, – вспоминают Куличков и Шевченко.
Сценарий спектакля соотносится с собранным интервью-материалом нелинейным образом: об этом ярко свидетельствует приоткрытая авторами «кухня». Оказывается, одна из респонденток, та самая, которая подарила проекту фразу-пролог «Если я не рожу от него ребенка, это будет преступлением перед человечеством» (ее произносит Шевченко в роли «Первородящей»), на момент интервьюирования ждала четвертого ребенка. И все четыре истории ее беременностей задействованы в постановке. «Причем, вы бы никогда не поверили, что речь идет об одном и том же человеке», – уверяют артисты.
Проект «9 месяцев/40 недель», затрагивая близкую едва ли не каждому тему с множеством болезненных аспектов, ищет способы стать социальнозначимым, подбирает инструменты и пути для созидательного преобразования в обществе:
– Мы общаемся с директором Фонда отказников и приглашаем беременных, которые заявили о своем намерении отказаться от малышей, к нам на спектакль. У нас нет статистики, какой процент этих зрительниц изменил свое решение: программа довольно закрытая, да и не являются подсчеты нашей самоцелью. Сотрудничество с фондом – первые шаги в социальном направлении, состоялось только два спектакля с такими приглашенными, – рассказала продюсер спектакля Елена Рожкова.
Кроме того, много интересного о постановке артисты рассказали на встрече перед спектаклем. Читать здесь.
* фотографии Константина Кохарова