Сегодня уровень добычи нефти в мире все еще превышает уровень ее потребления. Но, по оценкам ОПЕК и Международного энергетического агентства, к 2040 году потребление вырастет на 40 - 60 %. Разведанные запасы перестанут покрывать потребности мировой экономики, и нам придется осваивать новые месторождения, в том числе в арктических водах. Прогнозируемый объем неразведанных запасов здесь оценивается в 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов кубометров природного газа. Не случайно этот регион сегодня вызывает интерес многих государств. И значение его со временем будет только расти.
Сейчас страны ведут здесь геологоразведочные работы и готовят месторождения к масштабному освоению. «Россия начала активную работу в этом направлении еще в начале 1980-х. Тогда, благодаря инвестициям, был создан буровой флот и открыто 10 крупных месторождений в Баренцевом, Печорском и Карском морях. Но распад СССР повлек за собой фактическое прекращение геологоразведочных работ и сегодня степень изученности арктического континентального шельфа Российской Федерации очень низкая – не более 35 %. С 2014 года работа возобновилась. К настоящему моменту в Арктике открыто 25 месторождений с запасами более 430 миллионов тонн нефти и 8,5 триллионов кубометров газа – в Баренцевом и Карском морях», – отметил депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов.
Арктика является важнейшей ресурсной базой XXI века и потому имеет стратегическое значение. Поэтому политика России в данном регионе не ограничивается добычей сырья. Ведется работа по созданию условий для использования морей как удобной транспортной развязки (Северный морской путь), а также поддержанию военного присутствия – для обеспечения национальной безопасности, сохранения мира и сотрудничества в пределах данной территории.
«Работа по созданию условий для освоения континентального шельфа требует не только дипломатической поддержки, но и больших инвестиций в технологии, поэтому одна из стратегических задач – устранить барьеры, препятствующие работе наших нефтегазовых компаний. Однако действующие нормы законодательства не в полной мере учитывают специфику добычи ресурсов в новых перспективных регионах. Правовой пробел в том, что иностранные товары, предназначенные для обеспечения деятельности российских судов в арктических водах, освобождены от уплаты пошлин, а бункерное топливо (для заправки) оказывается вне этой льготы, так как не предназначены непосредственно для таких работ», – подчеркнул парламентарий.
Принимая во внимание тот факт, что в 2019 году предусмотрено бурение разведочных скважин на 10 лицензионных участках: 7 в Карском и 3 в Баренцевом море, экспортная пошлина на судовое топливо по ним оценивается почти в 395 миллионов рублей. С учетом необходимости увеличить добычу сырья на шельфе, к 2030 году объемы работ могут существенно возрасти, а значит и расходы добывающих компаний. Поэтому уже сегодня необходимо принять меры, которые сделают месторождения в Арктической зоне более привлекательными для инвестиций.
«Мы в Государственной Думе работаем над законопроектом, который освободит от таможенных пошлин топливо, вывозимое для обеспечения деятельности судов, геологического изучения, разведки и добычи сырья. При этом недропользователь должен будет предоставить письменное обязательство о целевом использовании ГСМ и в течение 30 дней подтвердить это в соответствии с декларацией», – пояснил Сергей Чижов.
Несмотря на то, что законопроект готовился и согласовывался в Минэнерго и правительстве более полутора лет, при его рассмотрении на заседании подкомитета по тарифно-таможенному регулированию под председательством Сергея Чижова, документ было решено откорректировать.
8 апреля подкомитет закончил доработку документа ко второму чтению, рекомендовав его к принятию с учетом замечаний.
«Мы исключили масла и смазочные материалы из перечня товаров, освобождаемых от пошлины, поскольку их объем в структуре вывозимых товаров не превышает 5-10%, а часть из них и без того не облагается платежами. Также в целях однозначной интерпретации уточнены формулировки по срокам и периоду, в течение которого топливо может быть вывезено без уплаты таможенных пошлин. Кроме того, учитывая, что недропользователи давно ожидают эту льготу, решено существенно сократить срок ее введения в действие – с 6 месяцев до 30 дней. Также в планах – законопроект, предусматривающий специальные меры господдержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне РФ, особенно геологоразведочных работ и строительства объектов инфраструктуры за счет частных инвестиций. А к декабрю должен быть готов проект стратегии развития этой территории до 2035 года», – отметил парламентарий.
Нефтегазовые компании получат таможенные льготы через 30 дней после принятия нового закона – депутат Госдумы Сергей Чижов
Нефтегазовая отрасль выходит на новый виток развития, где главный козырь – освоение континентального шельфа. Насколько успешно Россия справится с этой задачей и сохранит ли в будущем свой энергетический суверенитет, зависит от условий, которые будут созданы для этого сегодня. Одна из мер поддержки наших добывающих компаний, над которой работает Государственная Дума, предусматривает освобождение вывозимого топлива от таможенных пошлин.