Новые отношения: Имеет ли УК право передать дом другой компании?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Новые отношения: Имеет ли УК право передать дом другой компании?

12 ноября 2014 / просмотров – 10194
ЖКХ

В октябре текущего года некоторые жители Советского и Ленинского районов получили уведомление от своих управляющих компаний о необходимости перезаключить договор на техническое обслуживание домов. Выяснилось, что собственникам предлагается перевести их под управление новых компаний. О том, законны ли действия УК и как поступать в подобном случае, – в новом выпуске «Онлайн-приемной».

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, жильцы многоквартирных домов имеют право сменить управляющую компанию на основании решения общего собрания собственников. При этом расторжение договора должно осуществляться в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, по закону полномочия УК прекращаются:
• по соглашению сторон;
• по основаниям, предусмотренным в самом договоре;
• по основаниям, предусмотренным ГК РФ;
• по основаниям, предусмотренным другими законами;
• по решению суда.
Но следует учесть, что при наличии любого из этих оснований, необходимо проведение общего собрания собственников.

Идеальная сторона медали

Участившиеся в городе случаи – пример того, как управляющие организации предлагают первый компромиссный путь расторжения договора, однако в данном случае он имеет «подводные камни».
Конечно, он означает, что и УК, и собственники с ситуацией согласны. Правда, по закону, когда жильцы поддерживают предложения УК, они оговаривают условия разрыва и в идеальном варианте подписывают специальное соглашение между компанией и уполномоченным собственниками лицом (например, Советом МКД). В документе определяется передача технической документации на дом, средств на текущий ремонт, собранных с собственников, информация о задолженности перед ресурсоснабжающими предприятиями и выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества. Само согласие собственников должно быть закреплено решением общего собрания*. В случае же, когда инициатор «разрыва» отношений – управляющая компания, требование о расторжении должно быть направлено всем без исключения собственникам помещений в доме. На деле же зачастую не оказывается ни соглашения, ни фактического согласия жильцов.

В поисках лучшей жизни

Управляющие компании Воронежа успокаивают: «С появлением ответственных и подкованных в законодательстве собственников коммунальная сфера самоочищается, постепенно вытесняя недобросовестных управленцев», – рассказывает юрист по вопросам ЖКХ одной из Управляющих компаний Воронежа Екатерина Башкирева. Таким образом, «некоторые УК закрываются, появляются новые организации, а от услуг других жильцы отказываются». Получается, отказываются сами: «На сегодняшний день и у жителей, и у властей накопилось много претензий к крупным управляющим компаниям, – продолжает эксперт. – К мелким УК и ТСЖ их меньше, поскольку небольшие обслуживающие организации ближе к людям, быстрее реагируют на проблемы дома, оперативнее устраняют аварии. Кроме того, несомненный плюс небольшой обслуживающей организации в минимизации издержек, в том числе, на содержание штата сотрудников».
Таким образом, по сообщению представителей организации, сами собственники решают, какой обслуживающей организации передать свой дом: «Если, например, старой УК жители перестали доверять и появилась новая, которая вышла на честный, открытый диалог с жильцами и предложила максимально комфортные условия взаимодействия, ее могут выбрать в качестве управляющей и отказаться от прежней. На рынке ЖКХ это нормальные изменения». Отдельно юрист характеризует ситуацию в Ленинском районе: «Судя по информации в СМИ, УК Ленинского района довольно часто является объектом недовольства собственников многоквартирных домов. Одна из причин: на ее балансе числится почти полтысячи домов, а многие МКД давно требуют капитального ремонта и содержать их на «первую строку» на должном уровне крайне сложно. Не удивительно, что активные собственники, в поисках лучших решений для своих ветхих домов, принимают решения о выходе из этой УК».

Нет – отношениям вслепую! Да – общему решению!

Однако в противовес официальной позиции, по сообщению жителей Ленинского района, подобной инициативы с их стороны как раз не исходит. По словам аналитика по ЖКХ Региональной местной общественной приемной председателя партии «Единая Россия», сегодня со стороны жильцов Ленинского и Советского районов участились жалобы на УК: новые компании, создаваемые преимущественно на основе старых, предлагают составлять договоры, и, что особенно настораживает, – практически вслепую. Новая УК не отвечает по обязательствам прежней и составляет соглашение в свою пользу, а тарифы и услуги прописывает самостоятельно: изначально в договоре оставляют пустое место и не согласуют пакет услуг с собственниками. Жильцам остается только вовремя платить по счетам.
Если ситуация развивается подобным образом, советует юрист, следует помнить, что предложение управляющей компании о перезаключении соглашения с другой, даже дочерней, без проведения общего собрания противоречит законодательству и ущемляет право на выбор способа управления домом. Разрешать такой конфликт можно посредством соответствующих жалоб и претензий (см. справку «ГЧ»). Есть и альтернативный мирный путь – проведение общего собрания. В таком случае вы способны сами устанавливать «правила игры» со своей новой УК и не стать жертвой кабального договора, в котором прописаны только обязанности за полным отсутствием прав.

* Статья 161 Жилищного кодекса РФ.

Справка «ГЧ»

Правила грамотного управления: каким должен быть договор с УК?

Договор с управляющей компанией заключается на срок от года до 5 лет. Предметом соглашения является оказание УК услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также предоставление коммунальных услуг. Сторонами документа являются, с одной стороны – управляющая организация, с другой – все собственники дома, так как условия они устанавливают общим собранием. Документ подписывается каждым жильцом. В договоре управления должны быть указаны:
1) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
2) порядок изменения такого перечня и определена цена договора;
3) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Если какие-то услуги в документе не прописаны, а необходимость их выполнения следует из нормативно-правовых актов в области содержания и эксплуатации жилищного фонда, УК обязана их выполнять. По закону**, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в документе в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться УК независимо от их упоминания, наличия или отсутствия особого решения общего собрания. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

** Постановление Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2010 года № 6464/10

Справка «ГЧ»

Как действовать, если УК собирается передать ваш дом другой компании?

1. Провести общее собрание жильцов.
2. Выбрать способ управления домом (новая УК, ТСЖ, непосредственное управление, если в доме менее 12 квартир).
3. Составить договор, в котором детально прописать условия управления домом.

Справка «ГЧ»

На войне как на войне: что делать, если вы не желаете «переходить» к новой УК?

От лица собственников или Совета дома составляются следующие документы.
В адрес директора действующей управляющей компании – претензия о незаконных действиях УК, поскольку последняя не уведомила о расторжении договора на управление МКД.
В адрес прокурора района – жалоба на незаконные действия управляющей компании, выразившиеся в нарушении требований статьи 161 Жилищного кодекса РФ в части смены УК без решения общего собрания собственников.
В адрес руководителя государственной жилищной инспекции Воронежской области – заявление на действия УК, предлагающей заключить договор на управление домом без утверждения условий акта общим собранием собственников и как следствие – нарушающего требования статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

С места событий

Константин ДУНДУКОВ, главный инженер УК Ленинского района (обслуживает 428 МКД):
– Мы слышали, что по домам, которые обслуживаем, периодически ходят сотрудники других УК, предлагая свои услуги. Это не новость, и это случилось не вчера и не сегодня. Кстати, недавно, жильцы одного из домов высказали претензию по поводу большого штата сотрудников нашей УК. Мол, мы не хотим нести расходы по содержанию такого количества людей. Но собственники должны понимать, что юристы, экономисты, бухгалтерия, инженерный состав необходимы для четкой работы. И не известно, смогут ли в небольшой УК предложить жителям специалистов высокого профессионального уровня. Несмотря на то, что мы стараемся содержать свои дома в порядке, идти на контакт с жителями, недовольные, конечно, есть. Все вопросы мы стараемся решать и следить, чтобы уровень обслуживания не падал. Кроме того, недавно мы подписали соглашения с поставщиками ресурсов, по которым привели взаиморасчеты в порядок. Теперь никаких финансовых разногласий между нашей УК и поставщиками нет. А споры с ресурсниками не будут отвлекать работников УК от текущей работы.

Наталья Гончарова
239-09-68
tatalya87@gmail.com
Система Orphus
Комментарии
  • 02.12. 02:13 Галина (Гость) Спасибо за статью. Очень ценные советы. В наш МКД по адресу 121Стрелковая дивизия д.18 пришли уведомления о подписании договора на тех.обслуживание с УК. В договоре только текст на 10листах и ничего конкретного.
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели