Регулярность, с которой появляются новости о новых недружелюбных шагах, предпринимаемых нашими партнерами, и появлении негативных оценок от лидеров мировых держав, могут навести на мысль о том, что изоляция, о которой так часто говорят представители властей США, реальна... Однако позиция мирового бизнес-сообщества, выступающего за защиту мировой экономики от негативного влияния политических дискуссий, и итоги саммита БРИКС (создание Фонда резервных валют и Банка развития со штаб-квартирой в Шанхае), свидетельствует о том, что слепота Америки проявляется не только в отношении ситуации в Украине, но и в оценках геополитической обстановки в целом.
Американский «фальстарт»
До окончания саммита глав государств ЕС оставался еще час, когда Белый дом объявил о решении ввести новый пакет дискриминационных мер – в отношении российских чиновников, ВЭБа, Газпромбанка, «Роснефти», концерна «Калашников» и некоторых других. Барак Обама, приурочивший к этому событию экстренную пресс-конференцию, прокомментировал новый виток санкций тем, что в Белом доме опять не заметили действий, предпринимаемых Россией, чтобы стабилизировать ситуацию в Украине. Если раньше можно было говорить о сугубо «косметических» мерах, то в этот раз, в санкционном списке усматривается градация: разделение на, действительно, жесткие и относительные меры.
В первую очередь следует отметить группу, в которую попали юридические и частные лица, которые становятся персонами нон-грата. Предполагается, что их активы, размещенные на территории США, будут полностью заморожены, а взаимодействие с американскими гражданами и компаниями станет невозможно с точки зрения закона. В «черный список» вошли премьер-министр Донецкой Народной Республики Александр Бородай, руководитель Службы оперативной информации и международных связей (5-я Служба) ФСБ РФ Сергей Беседа, вице-спикер Госдумы РФ Сергей Неверов, министр по делам Крыма Олег Савельев, а также некоторые другие высокопоставленные чиновники. В числе же компаний, которые оказались неугодны Белому дому попали - НПО «Базальт», Феодосийская нефтяная компания, «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и другие.
В отношении второй категории объектов карательных мер применяются частичные ограничения: запрет на долгосрочное финансирование, превышающее 90-дневный период. В это же время стандартные транзакции будут проводиться в штатном режиме, а активы не будут подвергнуты заморозке. Здесь оказались «Внешэкономбанк» (ВЭБ), «Газпромбанк», «Новатек» и «Роснефть». Дополнительно Минфин США пояснил, что также вводится запрет на размещение облигаций ВЭБа, «Газпромбанка», «Роснефти» и «Новатека» американскими банками, а вот корреспондентские и клиринговые услуги, а также торговля фьючерсами, кредитно-дефолтными сволами и другими финансовыми инструментами, в основе которых лежат ценные бумаги этих компаний, могут продолжаться в прежнем режиме. Еще один немаловожный момент - санкции не отразятся на работе международных платежных систем.
Европа не готова перейти черту?
Европейские державы оказались более осторожны и сдержаны: главы государств предпочли воздержаться от секторальных санкций и своим решением, с одной стороны, продемонстрировали готовность двигаться по линии ужесточения «карательных» мер, с другой – дали сигнал о понимании того, что отраслевые санкции нанесут вред не только России, но и им самим. Если говорить более конкретно о принятых решениях, следует отметить, что члены ЕС сошлись на заморозке финансирование проектов, реализуемых в России совместно с Европейским инвестиционным банком и Банком реконструкции и развития. Также решено приостановить работу по всем программам сотрудничества за исключением трансграничной сферы и поддержки гражданского общества. Еще один шаг - одобрение ограничения инвестиций в Крым и расширение «черного списка» за счет новых лиц, причастных к «дестабилизации» ситуации на Украине – конкретный перечень фамилий будет обнародован до конца июля.
ЧТЕНИЕ В ТЕМУ:
Владимир Путин прокомментировал расширение американских санкций