Охотники за долгами. Кто пишет воронежцам письма с требованиями оплатить задолженность?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Охотники за долгами. Кто пишет воронежцам письма с требованиями оплатить задолженность?

11 марта 2012 / просмотров – 1899
ЖКХ
Вовремя не погасили счет за коммунальные услуги, остались должны деньги банку или сотовому оператору? Тогда вам, скорее всего, придется познакомиться с коллекторами – сотрудниками, занимающимися возвращением долгов. В нашей стране это сравнительно новый вид деятельности, но, тем не менее, подобные агентства стремительно набирают обороты на рынке финансовых услуг. Этот факт подтверждает и число обращений воронежцев в общественную приемную Владимира Путина к депутату Государственной Думы РФ Сергею Чижову. Горожане хотят разобраться, на каком основании коллекторы порой нарушают их покой, нередко переходя границы своих служебных обязанностей.
Долговые письма
Требования оплатить коммунальный долг стали приходить жительнице Воронежа Елене Золоторевой спустя два года после вселения в новую квартиру. Однако в качестве адресата в письмах фигурировал прежний хозяин жилья. К слову, мужчины давно не было в живых…
– Чтобы разобраться в этой ситуации я прошла немало инстанций, пока, наконец, мой вопрос не решили специалисты общественной приемной депутата Госдумы Сергея Чижова. Благодаря помощи сотрудника приемной, теперь мне больше не присылают подобных извещений, – рассказала Елена Ивановна.
Комментирует юрист общественной приемной:
– Коллекторы – это своего рода посредники между кредитором и должником, которые по долгу службы налаживают контакт с последним. Если же это не приводит к нужному результату, коллекторские агентства переходят к следующей ступени своей работы – судебному взысканию долга. Они готовят исковые заявления и другие сопроводительные документы, а также являются представителями кредитора в суде.
Если за ваш долг взялись специалисты коллекторского агентства, то, скорее всего, они доведут начатое до конца, поскольку их вознаграждение напрямую зависит от суммы возврата.
Конечно, если у вас есть определенные обязательства перед кредитором, их нужно выполнять, и ответственности с должника никто не снимает. Другая сторона медали заключается в том, какими методами действуют коллекторы, насколько корректно их поведение по отношению к неплательщику. Так, например, нередки случаи, когда коллекторы звонят гражданину по ночам, беседуют с его начальством или родственниками, угрожают отобрать имущество. Нередко такие психологические атаки наносят людям моральную травму, наносят вред их репутации.

Как справиться с угрозами?
Можно ли решить вопрос с ночными звонками чересчур настойчивых сборщиков долгов? Сотрудники общественной приемной Владимира Путина дают несколько советов по грамотному общению с коллекторами. Прежде всего, с ними следует разговаривать спокойным и уверенным голосом, не грубить им в ответ. С подобной реакцией они сталкиваются каждый день, и это не помешает им выполнять свои обязанности. Постарайтесь уладить конфликт мирным путем и уточните все требования коллекторов, а потом решите, с какими из них вы согласны. Лучше, если разговор не в вашем доме или на рабочем месте, а в офисе данного агентства.
Тем не менее, как бы правильно вы себя ни вели, звонки с угрозами могут не прекращаться. В этом случае придется все же вступить в борьбу с назойливыми сотрудниками, поскольку в данном случае они не правы. Если коллекторы угрожают отнять вашу квартиру за долги и провести опись имущество, знайте, что это всего лишь провокация: эти меры возможны только по решению суда, который, кстати, в конечном итоге может принять и вашу сторону.
Проблема общения с коллекторами зачастую кроется не в самом наличии таких агентств, а в методах работы, которые выбирают их сотрудники
Если вам угрожают коллекторы, обратитесь в полицию и прокуратуру с соответствующим заявлением. При этом постарайтесь собрать доказательства психологического давления на вас: например, записывайте звонки коллекторов на диктофон или мобильный телефон, заручитесь показаниями соседей, которые слышали ваш разговор. Во время общения с сотрудниками агентства обязательно требуйте их представиться – назвать себя и фирму, на которую они работают. Предупредите их, что ведете запись разговора, и все материалы могут быть использованы в суде: такой аргумент – ключ к дальнейшей вежливости коллекторов.
Если же сборщики долгов будут угрожать вам напрямую в вашем доме или приходить на работу с целью привлечь к вашей личной проблеме внимание коллег, смело обращайтесь в суд, поскольку такие действия противозаконны.

Новое правовое поле
Если речь идет о коллекторских агентствах, нередко возникают вопросы, связанные с законодательным регулированием их работы. Пока специализированного закона для этого не существует, и данные аспекты попадают под действие Гражданского кодекса РФ. Между тем, уже в 2012 году ситуация может измениться, поскольку Минэкономразвития РФ подготовило окончательный вариант законопроекта «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». С принятием закона коллекторы смогут работать исключительно при условии, если войдут в некоммерческие саморегулируемые организации (СРО). Те же участники рынка, которые останутся «за бортом», будут лишены такого права.
Между тем, сами СРО будут контролировать деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства – для добросовестных компаний это дело чести. В частности, будут установлены правила общения взыскателя и должника. Так, согласно документу, коллекторам разрешается совершать визиты или телефонные звонки только с 6 утра до 22 часов вечера, но не более трех раз за день. Им будет запрещено вводить граждан в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности, а также распространять информацию об их денежных проблемах третьим лицам. Коллекторы смогут запрашивать данные о должниках в государственных и муниципальных органах (кроме сведений, составляющих гостайну). Обращаться за информацией к родственникам, соседям и коллегам можно будет только с их согласия.
К тому же участники СРО должны сформировать компенсационный фонд, из которого будет возмещаться ущерб, нанесенный как заказчикам коллекторских услуг (например, потеря необходимых документов), так и должникам (моральный вред).
Если же агентство не будет соблюдать установленные правила, оно может быть исключено из СРО, а при фактах нарушений законодательства предполагается прекращение деятельности и самой некоммерческой организации.
Как говорится в пояснительной записке к документу, сейчас в нашей стране зарегистрировано более тысячи коллекторских агентств. Создание СРО смогло бы улучшить взаимодействие компаний друг с другом и федеральными ведомствами. К слову, за принятие данного закона выступили и многие представители самих коллекторов: они считают, что данные меры помогут очистить рынок от недобросовестных фирм.
«Портрет» должника
Среднестатистический банковский неплательщик, согласно исследованию коллекторского агентства Mоrgan&Stout, – женатый мужчина в возрасте 37 лет или замужняя женщина 40 лет, имеющие среднее или среднее специальное образование. Их долг в среднем составляет 28,5 тысячи и 23,6 тысячи рублей соответственно.
Портрет должника за услуги ЖКХ несколько иной: женатый мужчина 40-45 лет (долг – 6,5 тысячи рублей) или разведенная женщина 45 лет (6 тысяч рублей).
– Состав заемщиков, особенно в 2008–2009 годах, претерпел изменения и пополнился ранее добросовестными плательщиками, попавшими в сложные жизненные обстоятельства, – отмечают авторы исследования. Так, например, в случае с банковскими долгами такими причинами могут быть потеря работы (40 %), существенное уменьшение доходов (23 %), болезнь или травма (19 %), переоценка своих возможностей (18 %). При этом большинство граждан (70 %), просрочивших оплату по кредиту, признают наличие долга и выражают готовность сотрудничать. Уверенность в собственной безнаказанности выражают 20 % должников, а 3 % и вовсе отказываются от общения на эту тему в принципе.
Что касается неоплаты счетов ЖКХ, то основной причиной примерно в половине случаев является недовольство качеством предоставляемых услуг.
Совпадение имени с корпоративным подтекстом
В последнее время многим воронежцам приходят предупредительные письма о наличии долга за коммунальные платежи от правового центра урегулирования задолженностей ООО «Группа компаний Чижова», который осуществляет коллекторскую деятельность. Обращаем ваше внимание, что данная компания не имеет отношения к Ассоциации «Галерея Чижова». Некоторая путаница, возникшая у горожан в этой связи, обусловлена простым совпадением фамилий.
Проблема сходства названий брендов нередко порождает неверное представление о компании, и в ближайших номерах в рубрике «Онлайн-приемная» мы расскажем вам о таких случаях. В целом, если вам пришло извещение от коллекторского агентства и вы хотели бы получить по этому поводу юридическую консультацию, специалисты общественной приемной Владимира Путина ответят на все интересующие вас вопросы.
290 миллиардов рублей. Таков размер просроченной задолженности, с которой россияне вступили в 2012 год, по данным международного коллекторского агентства Morgan & Stout (http://www.morganstout.com). Согласно их информации, рынок проблемных долгов, переданных банками в работу коллекторских агентств, на начало текущего года составил приблизительно 200 миллиардов рублей (около 70 % от общего объема).
Кредитоспособность вышла из кризиса. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), об улучшении ситуации свидетельствует тот факт, что объем задолженности начал сокращаться. В базе НБКИ отслеживаются данные о 46,3 миллиона заемщиков, которые взяли 68 миллионов кредитов. Сейчас с задержкой по оплате обслуживается только 3,7 % из них. Кстати, на начало года таковых было 10 %.
Неоплаченные счета за услуги ЖКХ грозят не только встречей с коллекторским агентством, но и некоторыми другими проблемами. Так, например, при продаже квартиры нередко требуется справка об отсутствии «коммунального долга». В частности, если речь идет о сделке, сопряженной с ипотекой.
Более 3,5 миллиона исполнительных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам на сумму свыше 51,3 миллиарда рублей находилось в работе Федеральной службы судебных приставов РФ в 2011 году. Из них выполнено около 1,9 миллиона на сумму 23,7 миллиарда рублей.
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели