Требования оплатить коммунальный долг стали приходить жительнице Воронежа Елене Золоторевой спустя два года после вселения в новую квартиру. Однако в качестве адресата в письмах фигурировал прежний хозяин жилья. К слову, мужчины давно не было в живых…
– Чтобы разобраться в этой ситуации я прошла немало инстанций, пока, наконец, мой вопрос не решили специалисты общественной приемной депутата Госдумы Сергея Чижова. Благодаря помощи сотрудника приемной, теперь мне больше не присылают подобных извещений, – рассказала Елена Ивановна.
Комментирует юрист общественной приемной:
– Коллекторы – это своего рода посредники между кредитором и должником, которые по долгу службы налаживают контакт с последним. Если же это не приводит к нужному результату, коллекторские агентства переходят к следующей ступени своей работы – судебному взысканию долга. Они готовят исковые заявления и другие сопроводительные документы, а также являются представителями кредитора в суде.
Если за ваш долг взялись специалисты коллекторского агентства, то, скорее всего, они доведут начатое до конца, поскольку их вознаграждение напрямую зависит от суммы возврата.
Конечно, если у вас есть определенные обязательства перед кредитором, их нужно выполнять, и ответственности с должника никто не снимает. Другая сторона медали заключается в том, какими методами действуют коллекторы, насколько корректно их поведение по отношению к неплательщику. Так, например, нередки случаи, когда коллекторы звонят гражданину по ночам, беседуют с его начальством или родственниками, угрожают отобрать имущество. Нередко такие психологические атаки наносят людям моральную травму, наносят вред их репутации.
Как справиться с угрозами?
Можно ли решить вопрос с ночными звонками чересчур настойчивых сборщиков долгов? Сотрудники общественной приемной Владимира Путина дают несколько советов по грамотному общению с коллекторами. Прежде всего, с ними следует разговаривать спокойным и уверенным голосом, не грубить им в ответ. С подобной реакцией они сталкиваются каждый день, и это не помешает им выполнять свои обязанности. Постарайтесь уладить конфликт мирным путем и уточните все требования коллекторов, а потом решите, с какими из них вы согласны. Лучше, если разговор не в вашем доме или на рабочем месте, а в офисе данного агентства.
Тем не менее, как бы правильно вы себя ни вели, звонки с угрозами могут не прекращаться. В этом случае придется все же вступить в борьбу с назойливыми сотрудниками, поскольку в данном случае они не правы. Если коллекторы угрожают отнять вашу квартиру за долги и провести опись имущество, знайте, что это всего лишь провокация: эти меры возможны только по решению суда, который, кстати, в конечном итоге может принять и вашу сторону.
![]() | Проблема общения с коллекторами зачастую кроется не в самом наличии таких агентств, а в методах работы, которые выбирают их сотрудники | ![]() |
Если же сборщики долгов будут угрожать вам напрямую в вашем доме или приходить на работу с целью привлечь к вашей личной проблеме внимание коллег, смело обращайтесь в суд, поскольку такие действия противозаконны.
Новое правовое поле
Если речь идет о коллекторских агентствах, нередко возникают вопросы, связанные с законодательным регулированием их работы. Пока специализированного закона для этого не существует, и данные аспекты попадают под действие Гражданского кодекса РФ. Между тем, уже в 2012 году ситуация может измениться, поскольку Минэкономразвития РФ подготовило окончательный вариант законопроекта «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». С принятием закона коллекторы смогут работать исключительно при условии, если войдут в некоммерческие саморегулируемые организации (СРО). Те же участники рынка, которые останутся «за бортом», будут лишены такого права.
Между тем, сами СРО будут контролировать деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства – для добросовестных компаний это дело чести. В частности, будут установлены правила общения взыскателя и должника. Так, согласно документу, коллекторам разрешается совершать визиты или телефонные звонки только с 6 утра до 22 часов вечера, но не более трех раз за день. Им будет запрещено вводить граждан в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности, а также распространять информацию об их денежных проблемах третьим лицам. Коллекторы смогут запрашивать данные о должниках в государственных и муниципальных органах (кроме сведений, составляющих гостайну). Обращаться за информацией к родственникам, соседям и коллегам можно будет только с их согласия.
К тому же участники СРО должны сформировать компенсационный фонд, из которого будет возмещаться ущерб, нанесенный как заказчикам коллекторских услуг (например, потеря необходимых документов), так и должникам (моральный вред).
Если же агентство не будет соблюдать установленные правила, оно может быть исключено из СРО, а при фактах нарушений законодательства предполагается прекращение деятельности и самой некоммерческой организации.
Как говорится в пояснительной записке к документу, сейчас в нашей стране зарегистрировано более тысячи коллекторских агентств. Создание СРО смогло бы улучшить взаимодействие компаний друг с другом и федеральными ведомствами. К слову, за принятие данного закона выступили и многие представители самих коллекторов: они считают, что данные меры помогут очистить рынок от недобросовестных фирм.
«Портрет» должника
Среднестатистический банковский неплательщик, согласно исследованию коллекторского агентства Mоrgan&Stout, – женатый мужчина в возрасте 37 лет или замужняя женщина 40 лет, имеющие среднее или среднее специальное образование. Их долг в среднем составляет 28,5 тысячи и 23,6 тысячи рублей соответственно.
Портрет должника за услуги ЖКХ несколько иной: женатый мужчина 40-45 лет (долг – 6,5 тысячи рублей) или разведенная женщина 45 лет (6 тысяч рублей).
– Состав заемщиков, особенно в 2008–2009 годах, претерпел изменения и пополнился ранее добросовестными плательщиками, попавшими в сложные жизненные обстоятельства, – отмечают авторы исследования. Так, например, в случае с банковскими долгами такими причинами могут быть потеря работы (40 %), существенное уменьшение доходов (23 %), болезнь или травма (19 %), переоценка своих возможностей (18 %). При этом большинство граждан (70 %), просрочивших оплату по кредиту, признают наличие долга и выражают готовность сотрудничать. Уверенность в собственной безнаказанности выражают 20 % должников, а 3 % и вовсе отказываются от общения на эту тему в принципе.
Что касается неоплаты счетов ЖКХ, то основной причиной примерно в половине случаев является недовольство качеством предоставляемых услуг.
Среднестатистический банковский неплательщик, согласно исследованию коллекторского агентства Mоrgan&Stout, – женатый мужчина в возрасте 37 лет или замужняя женщина 40 лет, имеющие среднее или среднее специальное образование. Их долг в среднем составляет 28,5 тысячи и 23,6 тысячи рублей соответственно.
Портрет должника за услуги ЖКХ несколько иной: женатый мужчина 40-45 лет (долг – 6,5 тысячи рублей) или разведенная женщина 45 лет (6 тысяч рублей).
– Состав заемщиков, особенно в 2008–2009 годах, претерпел изменения и пополнился ранее добросовестными плательщиками, попавшими в сложные жизненные обстоятельства, – отмечают авторы исследования. Так, например, в случае с банковскими долгами такими причинами могут быть потеря работы (40 %), существенное уменьшение доходов (23 %), болезнь или травма (19 %), переоценка своих возможностей (18 %). При этом большинство граждан (70 %), просрочивших оплату по кредиту, признают наличие долга и выражают готовность сотрудничать. Уверенность в собственной безнаказанности выражают 20 % должников, а 3 % и вовсе отказываются от общения на эту тему в принципе.
Что касается неоплаты счетов ЖКХ, то основной причиной примерно в половине случаев является недовольство качеством предоставляемых услуг.
Совпадение имени с корпоративным подтекстом
В последнее время многим воронежцам приходят предупредительные письма о наличии долга за коммунальные платежи от правового центра урегулирования задолженностей ООО «Группа компаний Чижова», который осуществляет коллекторскую деятельность. Обращаем ваше внимание, что данная компания не имеет отношения к Ассоциации «Галерея Чижова». Некоторая путаница, возникшая у горожан в этой связи, обусловлена простым совпадением фамилий.
Проблема сходства названий брендов нередко порождает неверное представление о компании, и в ближайших номерах в рубрике «Онлайн-приемная» мы расскажем вам о таких случаях. В целом, если вам пришло извещение от коллекторского агентства и вы хотели бы получить по этому поводу юридическую консультацию, специалисты общественной приемной Владимира Путина ответят на все интересующие вас вопросы.
В последнее время многим воронежцам приходят предупредительные письма о наличии долга за коммунальные платежи от правового центра урегулирования задолженностей ООО «Группа компаний Чижова», который осуществляет коллекторскую деятельность. Обращаем ваше внимание, что данная компания не имеет отношения к Ассоциации «Галерея Чижова». Некоторая путаница, возникшая у горожан в этой связи, обусловлена простым совпадением фамилий.
Проблема сходства названий брендов нередко порождает неверное представление о компании, и в ближайших номерах в рубрике «Онлайн-приемная» мы расскажем вам о таких случаях. В целом, если вам пришло извещение от коллекторского агентства и вы хотели бы получить по этому поводу юридическую консультацию, специалисты общественной приемной Владимира Путина ответят на все интересующие вас вопросы.
290 миллиардов рублей. Таков размер просроченной задолженности, с которой россияне вступили в 2012 год, по данным международного коллекторского агентства Morgan & Stout (http://www.morganstout.com). Согласно их информации, рынок проблемных долгов, переданных банками в работу коллекторских агентств, на начало текущего года составил приблизительно 200 миллиардов рублей (около 70 % от общего объема).
Кредитоспособность вышла из кризиса. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), об улучшении ситуации свидетельствует тот факт, что объем задолженности начал сокращаться. В базе НБКИ отслеживаются данные о 46,3 миллиона заемщиков, которые взяли 68 миллионов кредитов. Сейчас с задержкой по оплате обслуживается только 3,7 % из них. Кстати, на начало года таковых было 10 %.
Неоплаченные счета за услуги ЖКХ грозят не только встречей с коллекторским агентством, но и некоторыми другими проблемами. Так, например, при продаже квартиры нередко требуется справка об отсутствии «коммунального долга». В частности, если речь идет о сделке, сопряженной с ипотекой.
Более 3,5 миллиона исполнительных производств о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам на сумму свыше 51,3 миллиарда рублей находилось в работе Федеральной службы судебных приставов РФ в 2011 году. Из них выполнено около 1,9 миллиона на сумму 23,7 миллиарда рублей.