Довоенный Воронеж был четырехэтажным. Архитектурными доминантами, рисующими силуэт города, служили церкви. Так на улице Платонова находилась колокольная высотой в 75 метров. После войны церковные здания были разрушены и не подлежали восстановлению. В плане архитектуры это было трагедией для города, так как он стал ровным, безликим. Со временем начали появляться многоэтажные здания, и образ Воронежа стал меняться. Облик города значительно улучшил железнодорожный вокзал, здание управления ЮВЖД, комплекс построек на улице Мира. Интересна судьба строения ЮВЖД: сначала оно задумывалось в конструктивистском стиле, однако после войны тот же архитектор перестроил его с учетом новых веяний архитектуры. Часто постройки имели форму вогнутой призмы, использовались цилиндрические «мотивы». Архитектурный стиль того времени был призван демонстрировать величие советской власти, именно поэтому велась работа с большими объемами, здания как будто стремились в небо, часто их венчали всевозможные шпили.
При восстановлении города было решено максимально сохранить проспект Революции, однако сегодняшние здания значительно отличаются от построек прошлых веков. При этом активно велась борьба с модернистскими объектами. Чудом уцелевшим образцом модернизма в Воронеже является гостиница «Бристоль». Также при реконструкции исторического центра были созданы спуски к водохранилищу, что было сделано как для удобства горожан, так и для того, чтобы открыть вид на левый берег. Тогда это были целые комплексы, которые сегодня являются заброшенными и практически полностью разрушенными.
Советская власть всегда строго диктовала как и что строить. Так, после декрета Хрущева в 1955 году об устранении излишеств, архитекторы лишились возможности использовать ряд приемов для украшения зданий. Также это ограничило высоту строений: до этого в городе планировалось построить высотки, схожие с московскими. На этом и завершилась эпоха сталинского ампира.
Фото Александра Томилина