Опытный музыкант, автор и исполнитель песен сыграл в уютной камерной обстановке несколько блюзовых композиций. Несмотря на языковой барьер, гость и собравшиеся зрители понимали друг друга порой, казалось, даже раньше, чем звучал перевод.
Дискуссия развернулась на почве вопросов о гармонии эмоциональной тональности музыки и содержания слов песни, а также о том, какой голос лучше звучит в блюзе – мужской или женский:
– Это как сравнивать яблоки и апельсины: и женский, и мужской вокал могут прекрасно выступать в блюзовых композициях. Но самая сильная и прекрасная песня, которую я когда-либо слышал, записана женским голосом.
Речь зашла и об истоках блюзового искусства – в частности, об одной из наиболее известных и влиятельных исполнительниц блюза 1920-30-х годов афроамериканке Бесси Смит.
– То, что я слышал из ее творчества, мне необыкновенно понравилось, – признался Паули Серра в ответ на вопрос воронежских музыкантов. – Это чистая музыка без акцента на технику или стиль. И это как раз то, что ценится сегодня в музыке. Ведь иногда бывает даже так, что сами музыканты не участвуют в создании музыки – все делает техника. Но поколениями музыка создавалась музыкантами, которые просто собирались для этого в комнате и творили. Мне дорога та музыка, в которой нет трюков, а присутствуют эмоции. Важно не допустить, чтобы техника занизила ценность самого искусства. Эта проблема касается и образования: мы привыкли слишком много думать в искусстве. Таким объемом размышлений мы не оставляем места эмоциям.
Паули признался, что не может с помощью инструмента показать разницу между бездушной техникой игры и богатым эмоциями творчеством:
– Я не могу показать изолированно технику игры, без эмоций – я абсолютный самоучка. Блестящая техника могла бы сделать меня лучшим пианистом, но не лучшим музыкантом. Польский квартет Гжегоша Нагурски, кстати, пример баланса: это была очень умная музыка, ее можно было и почувствовать.