Ранее, на совещании, посвященном прогнозу по социально-экономическому развитию страны в 2015 году, Дмитрий Анатольевич обратил внимание кабмина на то, что за последние несколько месяцев экономические условия претерпели серьезные изменения, а именно значительно опустились цены на основные составляющие экспортируемой продукции, по-прежнему не сняты ограничения в части доступа к иностранным кредитам, а некоторые рынки стали для России, вообще, недоступны.
Все это не могло не сказаться на доходной части бюджета, обязательства по которому, тем не менее, должны быть исполнены. В этой связи было принято решение направить из ФНБ 500 миллиардов рублей на замещение недополученных доходов (за исключением нефтегазовых).
В этой связи премьер напомнил о том, что с учетом новых реалий макроэкономические прогнозы, датированные осенью прошлого года, должны быть скорректированы. Они лягут в основу поправок в проект бюджета, который должен быть внесен на рассмотрение в Правительство не позднее конца февраля, в Госдуму - в начале марта.
Стоит отметить, что Минэкономразвития в конце января уже обнародовало обновленный прогноз: после того, как ведомство Алексея Улюкаева привело прежнюю редакцию документа в соответствие с актуальным положением дел (в том числе, 50-долларовым уровнем нефтяных котировок), изменилась подавляющая часть ождиаемых показателей. Так в МЭР предполагают, что инфляция составит 12 % (вместо 7,5 %), спад инвестиций 13 % (вместо 3,5 %). Кроме того экономисты предсказывают негативную динамику в сфере потребительского спроса: реальные зарплаты сократятся на 9 %, а спад в розничной торговле приблизится к 8 %.
"ГЧ" напоминает, что в ноябре прошлого года Госдума в окончательном третьем чтении утвердила проект бюджета на ближайшую трехлетку. Тогда парламентарии совместно с кабмином сформулировали наиболее приоритетные направления расходования денежных средств, в том числе - исполнение социальных обязательств и противодействие политически мотивированному давлению извне на отечественную экономику. При этом по некоторым направлениям были несколько повышены объемы финансирования.
Справедливости ради, стоит отметить, что еще на стадии работы над проектом парламентарии допускали реализацию самых разных сценариев развития экономики, однако большинством россиян кризис воспринимался всего лишь как один из возможных вариантов. Тем не менее, на протяжении всего 2014 года, особенно его последнего квартала, градус негативных ожиданий внутри экспертного сообщества и страны в целом увеличивался прмямо пропорционально раскручиванию спирали конфликта вокруг и внутри Украины. От незначительного замедления темпов роста до кризиса. И если первое время можно было отгородиться от скачущего курса валют, дешевеющей нефти и тревожных прогнозов трудноопровержимым аргументом – «Денег и так нет, чего мне бояться?» – то сейчас очевидно, непростые времена, так или иначе, коснутся всех. На фоне этого не кажется удивительным тот факт, что внимание общественности приковано к правительству и его «антикризисному плану». На протяжении недели, начиная с 16 января (тогда состоялись первые отраслевые совещания), информация о нем распространялась исключительно в виде слухов, и только 28 числа документ был официально обнародован. По словам Дмитрия Медведева, антикризисный план – не догма, он создавался как рабочий документ, и, скорее всего, коррективы придется вносить по ходу дела. Парадоксальность же сложившейся ситуации заключается в том, что с одной стороны кризисный период предполагает рачительное отношение к бюджету и резервам, с другой, поддержка ключевых отраслей, «обуздание» темпов инфляции, обеспечение социальной стабильности и создание условий для экономического роста связаны с тратами. Правительство уже предложило сократить расходы казны на 10 % в этом году, и, как минимум, на 5 % в течение последующих трех лет. Без изменений останется лишь бюджет расходов на ОПК, сельское хозяйство и международные обязательства, а средства, отведенные на «социалку» даже увеличатся. С общим бюджетом «проекта» определиться удалось – он обойдется в 2,332 триллиона рублей (в том числе уже выделенный на докапитализацию** банков 1 триллион). А вот конкретика в распределение статей расходов появится, как раз, в начале марта, когда будет актуализирован проект бюджета на плановый период. Также напомним, что план действий включает в себя 60 пунктов распределенных по нескольким разделам: «Активация экономического роста», «Поддержка отраслей экономики», «Обеспечение социальной стабильности». Кабмин и парламентарии неоднократно подчеркивали: важно не просто пережить кризис: необходимо еще и выйти из него с более сильной растущей экономикой, поэтому снижение нагрузки на бизнес стало одним из ключевых моментов в программе.