Режиссер Борис Константинов: «Мы ломаем стереотипы, и это хорошо»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Режиссер Борис Константинов: «Мы ломаем стереотипы, и это хорошо»

28 марта 2022 / просмотров – 336
Культура

Сельский двор и его пернатые обитатели, малыш, стремящийся летать, лопухи в человеческий рост, добрая, веселая, энергичная птичница и ее любовь – летчик… Все это – постановка «Гадкий утенок» московского театра кукол имени Образцова.

Лауреат «Золотой маски» Борис Константинов взял на основу сюжет, придуманный Андерсеном, но изменил смысловые акценты.

«Задача была не проиллюстрировать сказку, а сочинить что-то свое, – рассказывает главный режиссер театра кукол имени Образцова. – В оригинале очень много линий – об одиночестве, предательстве, неприятии обществом. Мне не хотелось поднимать все эти вопросы, и я решил показать жизнь, как будто это просто жизнь. Например, утенок у нас уходит со двора потому, что испугался больших куриц. Они клюют зерно, но у детей возникает иллюзия, что они съели утенка. А еще петух с зубами… Все это – наши страхи. Преувеличения. Я люблю моменты тишины, но пока мы их закрикиваем. Детей захлестывают эмоции».

Главная героиня постановки – птичница. У Андерсена она упоминается лишь однажды и то, как отрицательный персонаж.

«Театр интересен контрастом. Автор обвинил человека в бесчувствии. Птичница ругает утенка, пинает, не кормит. Мне же хотелось показать зрителям, что человек это все-таки человек, – поясняет Борис Константинов. – Я люблю эксперименты. И разговариваю не только с ребятишками, но и с мамами. Они же тоже находятся в зале и не должны думать «как пересидеть эти 55 минут». Я хочу, чтобы родители забыли о своей воспитательной функции, включились в спектакль, поняли, что эта история и для них. Многие приходят с целью услышать пересказ Андерсена, увидеть советский мультик. Но мы ломаем стереотипы, и это хорошо».

Изначально «Гадкий утенок» задумывался как моноспектакль Юлии Бобровской. Но в процессе работы он стал обрастать деталями, реквизитом, декорациями, с которыми бы один человек не справился. Так появился Артур Арутюнов.

«Ввести летчика предложила актриса. Раньше Артур просто ползал за декорациями, а теперь не только оживляет куклы, но и выходит на поклон в роли летчика, – комментирует режиссер. – Наверное, это прототип гадкого утенка. Может быть, он был деревенским парнем, все над ним смеялись, а он покорил небо! Ну и что, что он разбрызгивает на маленьком кукурузнике удобрения в поле? Он летчик! Я люблю, когда классический автор дарит нам возможность говорить его словами о событиях, которые происходят как будто бы сегодня. Ведь во времена Андерсена никаких летчиков еще не было!»

«Гадкий утенок» – максимально интерактивная история. Воронежские малыши настолько активно включились в процесс, что творческой группе пришлось в срочном порядке придумывать, как их успокоить.

«Способов много, но не факт, что они сработают именно сейчас, – говорит актриса Юлия Бобровская. – Перекрикивать смысла нет. Иногда я просто переключаю внимание, из серии: «Смотрите, что это?» Буквально вчера дети, увидев, как им показалось Бабу Ягу, стали скандировать «Уходи! Уходи!» Сначала это выкрикнул кто-то один, потом подхватили все остальные. Что делать? Нельзя же останавливать спектакль. Я сделала вид, что ничего не происходит и продолжила играть. Они покричали-покричали, а потом поняли, что история идет своим чередом и они пропускают что-то интересное. У моей героини нет имени. Ее называют то Хозяйкой, то Мамашей, то Феей, то Снегурочкой… А воронежские малыши очень хотели познакомиться и все время спрашивали: «Как вас зовут?»

Зал диктует драматургию, поэтому каждый спектакль особенный.

«Все зависит от публики, – подтверждает Борис Константинов. – Это не кино, которое снял и уже не переделать. Ребята меня даже побаиваются, потому что я прихожу и говорю: сегодня попробуем так, а завтра вот этак. Сами они тоже предлагают различные варианты. Спектакль должен быть живым, поэтому поиск не прекращается никогда».

Ольга Ласкина
Андрей Парфенов
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели