Для начала мы убедились, что проблема действительно существует. Под видом клиентов обзвонили несколько воронежских страховых агентов. И что же? Практически везде закончились бланки. При этом одни уверяли, что формуляры появятся «на той неделе», другие – что в конце мая, третьи советовали обращаться к другим страховщикам. Те же, у кого бланки все-таки были в наличии, отмечали, что в них уже вписана дополнительная платная услуга по страхованию жизни и здоровья. В конце концов, через знакомых, мы все же нашли одну контору в городе, где нас готовы были застраховать по ОСАГО без «приложений», правда, для того чтобы стать обладателем страховки, там нужно отстоять многочасовую очередь.
В головном офисе одного из крупных страховщиков «ГЧ» пояснили сложившуюся ситуацию: «Страховым компаниям выделяют ограниченное количество бланков на каждый регион. А благодаря активному развитию потребительского кредитования сегодня очень многие люди могут позволить себе иметь автомобиль. Поэтому бланков и не хватает».
Откуда ветер дует?
После этого заявления мы позвонили в Российский союз автостраховщиков (РСА), который в соответствии с Федеральным Законом №40 занимается распределением бланков полисов ОСАГО. Сотрудница данной организации заверила, что страховым компаниям Воронежского региона бланки Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) выданы в том количестве, в котором они их заказывали.
В общем, концов не найти, а меж тем дефицит полисов ОСАГО наблюдается во многих регионах России – в Пермском крае, Кировской, Пензенской, Орловской, Новгородской, Ярославской, Курганской и других областях. По непроверенной информации, истинная причина – в убыточности Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Дело в том, что тарифы и лимиты выплат не менялись уже в течение нескольких лет, и страховщикам заниматься ОСАГО коммерчески просто невыгодно.
Цена вырастет на треть?
Но выход из ситуации есть. Данным вопросом лично занялся президент. Владимир Путин поручил Правительству вместе с Центробанком рассмотреть законопроект о внесении изменений в Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств до 1 июня текущего года.
Чтобы выяснить, насколько нужно поднять стоимость полиса, Центробанк, в свою очередь, обратился к английским специалистам. Проведенное ими исследование показало, что оптимальным будет повышение цены базового тарифа на 26–31%. К слову, РСА с этой суммой не согласен и требует повысить «базу» на 40 % (изначально озвучивалась цифра вообще в 70 %). Но, скорее всего, по данным Минфина, корректировка тарифов будет произведена все же без учета пожеланий РСА.
Напомним, стоимость страховки ОСАГО рассчитывается путем умножения базового тарифа на ряд фиксированных коэффициентов, зависящих от срока страхования, региона регистрации транспортного средства, количества допущенных к вождению лиц, их возраста и стажа, отсутствия либо наличия у них нарушений, а также характеристик автомобиля. Данные коэффициенты с момента вступления в силу закона об обязательном страховании корректировались всего дважды, последний раз – 3 года назад, базовый же тариф не менялся ни разу и на данный момент равен 1980 рублей. Таким образом, с учетом коэффициентов после повышения тарифов средняя стоимость полиса ОСАГО составит 3430 рублей.
Предполагается, что реформирование закона по ОСАГО Центробанк будет проводить постепенно, двумя этапами: первая корректировка запланирована на 1 июня 2014 года, вторая – должна пройти до 1 июля 2015-го. Вместе с базовой составляющей подрастет и сумма выплат по жизни и здоровью пострадавших в ДТП – с текущих 160 тысяч сначала до 400 тысяч рублей, а затем до 500 тысяч рублей соответственно.
К слову, в далекой перспективе – к 2020 году – у Минфина есть намерение вообще отказаться от обязательного страхования в пользу добровольного. Как считают в министерстве, свободная конкуренция позволит страховщикам сформулировать более эффективные предложения для потребителей.
Но все это лишь планы, а меж тем текст поправок пока не готов и второе чтение законопроекта по повышению тарифов ОСАГО в Госдуме отложено на 17 июня. Итак, вопрос решается… А что же делать в это время простому автолюбителю?
Страховать нельзя отказать
Согласно Федеральному закону № 40 от 2002 года и статье 426 ГК РФ обязательное страхование является публичным договором, а значит, страховщик обязан оказать услугу каждому обратившемуся. Поэтому, если страховая организация отказывается оформить вам полис ОСАГО, мотивируя это якобы отсутствием бланков или любыми другими причинами, знайте: это противозаконно. В подобном случае Министерство финансов РФ рекомендует отправить по почте (обязательно с уведомлением о вручении) предварительно выбранному страховому агенту заявление о заключении договора страхования, написанное в соответствии с установленной Минфином формой, приложив при этом все необходимые документы согласно пункту 15 Правил обязательного страхования, утвержденных в 2003 году. В течение 30 дней страховщик обязан будет дать вам ответ. Если этого не произойдет или вам придет отказ, следует написать претензию, приложив подтверждающие нарушение закона документы, в следующие организации:
• Центробанк (Москва, улица Неглинная, 12);
• Федеральную антимонопольную службу (Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11);
• Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Москва, Вадковский переулок, 18, стр. 5–7);
• и наконец, обратиться в суд.
Добровольно-принудительная услуга
Как уже было сказано выше, в некоторых воронежских фирмах бланки все же есть, но, чтобы застраховать машину, дополнительно к автогражданке за энную сумму необходимо приобрести страховку жизни и здоровья. На самом деле услуга эта добровольная – на бумаге, а на деле – без нее никак. Корреспонденты «ГЧ» поинтересовались у Игоря Механтьева, главы управления Роспотребнадзора, насколько правомерны в данном случае действия страховщиков и можно ли как-то защитить свои права. На что Игорь Иванович пояснил, что страховые агенты действуют в этой ситуации противозаконно, и посоветовал воронежским автолюбителям следующее:
• за несколько дней до того, как заключать договор ОСАГО, в письменной форме обратиться в страховую компанию за разъяснениями по предстоящему страхованию. В ответ страховщик укажет, какие из услуг обязательные, а какие – по желанию клиента. «Уверен, – говорит Игорь Механтьев, – в 100 % случаев такой ход «сработает»: должностное лицо никогда не поставит подпись под словами о необходимости заключения дополнительного договора». Автогражданку идите оформлять обязательно с распечаткой ответного письма;
• при заключении договора по возможности использовать фото- или видеосъемку, чтобы впоследствии были доказательства, которые пригодятся в суде.
«Лед тронулся, господа присяжные заседатели…»
Отстаивать свои права не только можно, но и нужно. И доказательством этого служит тот факт, что в Воронежской области уже как минимум два человека добились справедливости через суд. Так, житель поселка Панино отсудил у страховщиков 10 000 рублей и добился-таки оформления полиса ОСАГО без допуслуг. Как сообщает Воронежская государственная телевизионная и радиовещательная компания (http://www.vestivrn.ru/), Анатолий Поздоровкин в течение четырех месяцев пытался застраховать авто без навязываемого «приложения», но сотрудники страховой конторы все время находили какие-нибудь отговорки, которые предприимчивый мужчина не поленился записать на диктофон. С этим «богатством» он обратился в суд и… выиграл процесс.
Также, по информации ВГТРК, вернул свои «кровные» 4000 и воронежец, юрист по профессии, Данила Косинов. Его заставили в придачу к полису оплатить страховку жизни и здоровья. Данила деньги отдал, но на бланке полиса от руки написал, что с этим категорически не согласен, после чего обратился в полицию. В итоге страховая компания вернула воронежцу деньги за дополнительную услугу, да еще и пересчитала в его пользу коэффициент по автогражданке.