«Шарманка» Платонова вернулась на сцену ТЮЗа в новой форме
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Шарманка» Платонова вернулась на сцену ТЮЗа в новой форме

13 июня 2014 / просмотров – 2152
Культура

Международный Платоновский фестиваль искусств всегда уделял особое внимание наиболее полному раскрытию сложной эстетики творчества воронежского писателя, чье имя носит форум. В этом году ярким событием такого формата стал совместный проект фестиваля и ТЮЗа – театрализованная читка пьесы «Шарманка» с привлечением оригинальных средств выразительности – графических новелл и деревянных скульптур.

Возвращая Платонова

Подготовленная Камилем Тукаевым театрализованная читка прочно связана с одноименным спектаклем, поставленным на сцене ТЮЗа в начале 90-х Валерием Саркисовым. В этой постановке исполнили блистательные роли Анатолий Абдулаев и Валерий Блинов. Перед тем, как на сцену вышли артисты, занятые в читке, Михаил Бычков и Камиль Тукаев поделились со зрителями воспоминаниями:
– Я пришел на работу в этот театр в 1988 году, и моей задачей было в том числе и построение новой репертуарной политики. Я выбрал для постановки «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. В это время в журнале «Театр» вышла первая публикация «Шарманки» Платонова. Пьеса произвела на нас колоссальные впечатление, мы захотели видеть ее в репертуаре ТЮЗа. Тогда и началась работа над спектаклем – ставил его Валерий Саркисов. Когда мы вспоминаем его, в первую очередь, конечно, говорим о работе Анатолия Абдулаева. Это был большой актерский прорыв. Абдулаеву удалось глубоко проникнуть и показать всю ментальную систему этого чудовища по имени Щоев. Он сделал это блистательно. До сих пор стоит перед глазами сцена: взбираясь на декорацию, с звездой во лбу, он провозглашал: «Весь мир развивается благодаря терпежу и мучению. Терпеж и мучение – вот причина для движения времени... куда–то». Были и прекрасные декорации, и костюмы авторства Юрия Гальперина. Спектакль тогда, почти три десятка лет назад, сыграл важную роль в процессе возвращения Платонова к нам,– рассказал директор фестиваля Михаил Бычков.


Комиксы и главные герои из дерева
«Шарманка» – по–платоновский непростое, философски насыщенное произведение, пронизанное одновременно горькой иронией и идеализмом, верой в человека. Перед зрителями предстали вдохновенные и бескомпромиссные юные Алеша и Мюд, их антипод – беспринципный Щоев, «возглавляющий и организующий массы», его подельник прохвост Евсей, колоритные зарубежные гости – профессор и его эксцентричная дочь, торгующиеся с Щоевым за «надстройку», «установку» и энтузиазм, которые нужно непременно вывезти в Европу, да в достойной «таре»... Текст Платонова постановщику и актерам удалось сделать еще более объемным, выразительным, въяве рисующим заостренную до гротеска картину «строительства социализма» в уездном городке, затерявшемся в молодом «эссэсэре».
Отдавая дань памяти прекрасному спектаклю-предшественнику, создатели проекта представили перед воронежцами все же иную постановку. Работа, которой руководил Камиль Тукаев, выполнена в жанре театрализованной читки. Артисты выходят на сцену с листами текста, однако костюмы, декорации и реквизит на сцене тоже присутствуют и работают. Связующей нитью со спектаклем-предшественником стала музыка, которую удалось оцифровать и встроить в новую форму – спектакль–читку – а также некоторые костюмы из той, первой «Шарманки».
Интересными находками в новой постановке стали решения о введении в сценическое пространство графических новелл и деревянных скульптур. Первые выполнила Наталья Коньшина, художник-график. На экране за спиной актеров по ходу спектакля сменялись 20 картинок, напоминающих комиксы и иллюстрирующих самые яркие моменты пьесы, фиксирующие ключевые высказывания персонажей. Деревянные скульптуры–модели и реквизит выполнил в своем узнаваемом стиле Сергей Горшков. Фигуры Алеши, Кузьмы и Мюд артисты выкатывали за собой на сцену и существовали с ними «в дуэте».
Камиль Тукаев и Михаил Бычков отметили, что читка нацелена в первую очередь на глубокое погружение в гениальный платоновский текст и добавили, что при условии благосклонности публики "Шарманка" в новой форме может войти в репертуар ТЮЗа и в грядущем сезоне быть показана зрителю старшего школьного и студенческого возраста.

Фото Александра Томилина

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели