Согласно предполагающимся поправкам в статьи 12.26 и 12.8 КоАП РФ:
1) за повторный отказ от медосвидетельствования автолюбителю грозит лишение прав сроком на три года. Напомним, что за первую попытку избежать теста на трезвость водитель сейчас несет такое наказание в течение полутора–двух лет, тогда как за повторное нарушение санкций не предусмотрено. Таким образом, если изменения в Административный кодекс РФ одобрят, автолюбитель за нежелание проходить процедуру во второй раз поплатится правом вождения на три года, а за проступок, совершенный впервые, мера наказания останется прежней;
2) три года лишения прав ждет человека, который однажды отказывался проходить проверку на трезвость и сел за руль пьяным или, наоборот, уже был замечен за ездой в нетрезвом виде и теперь пытается избежать медицинской проверки. Реализация этого предложения позволит внедрить в практику более строгие условия по сравнению с действующими правилами, когда за первое уличение в вождении в нетрезвом виде предусмотрена максимальная санкция в виде лишения прав на 2, и лишь при повторном нарушении – на 3 года. Предполагается, что этот пакет поправок сведет к минимуму вероятность использования подкованными в законодательном отношении водителями возможностей, смягчающих потенциальное наказание.
В Сальвадоре, Таиланде, Индонезии и Китае пьяным водителям, погубившим людей, грозит смертная казнь |
В частности, законопроектом предлагается ввести в диспозицию статьи 12.26 КоАП РФ новый пункт, согласно которому повторный отказ водителя от прохождения медосвидетельствования влечет за собой лишение права управления транспортным средством на срок в два раза больший, чем за первичное нарушение. Называть эти меры «драконовскими» нельзя. Ведь на кону человеческая жизнь. И предлагаемые поправки призваны стать серьезным шагом на пути искоренения этого нездорового явления, важной мерой повышения безопасности дорожного движения в стране, а главное, сохранения жизни и здоровья россиян».
«Убийство за рулем» неизбежно обернется заключением?
Авторы второго законопроекта лоббируют внесение изменений в статью 264 УК РФ:
1) если виновник ДТП, по вине которого погибли люди, окажется пьян, ему будет грозить реальное заключение. Так, за одного невыжившего наказание составит от 3 до 9 лет лишения свободы (в настоящее время – не более семи лет колонии);
2) за двоих и более – срок от 5 до 15 лет. Сейчас максимальное наказание по этой статье составляет девять лет тюрьмы;
3) в последнем случае парламентарии также предлагают отказаться от альтернативной меры наказания в виде принудительных работ до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Таким образом, подсудимому по вышеперечисленным преступлениям не избежать заключения под стражей.
По словам авторов законопроекта, принятие этих поправок должно положительно сказаться на показателях безопасности дорожного движения в нашей стране.
Шансы на победу
По мнению экспертов, первый законопроект, разработчиком которого является Сергей Чижов, имеет высокие шансы быть принятым. В частности, в интервью «РБК daily» инициатива получила положительную оценку президента Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктора Травина. В его пользу говорят и данные ГИБДД, согласно которым в первые четыре месяца 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество аварий, после совершения которых водители отказались от медосвидетельствования, возросло в 1,5 раза.
Если депутаты поддержат законопроекты, то новые поправки должны заработать уже с 2013 года |
Согласно официальной статистике ГИБДД за 2010 год, в России из-за пьяных водителей произошло 11 845 ДТП, в которых погибли 1954 человека и 17 280 получили ранения. За 2011 год – 12 252 ДТП. В них 2103 человека скончались и 17 900 пострадали.
Российский способ подсчетов жертв ДТП имеет свою особенность. Таковыми считаются те, кто умер не позднее семи дней после аварии. Если же пострадавший умер хоть на день позже, то он уже не входит в число погибших в ДТП. В Европе, если пострадавший умирает через месяц, он все равно причисляется к погибшим в автоаварии. Поэтому наши статистические данные куда оптимистичнее реальной картины.