Тайна иконы Воскресения Христова
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Тайна иконы Воскресения Христова

25 апреля 2019 / просмотров – 309
Культура

Главный эпизод Евангельской истории, великое и непостижимое чудо - Воскресение Христово - но в православном искусстве вы практически не встретите произведений на эту тему. Это таинство, недоступное человеческому пониманию: его не описывают святые евангелисты, о нем нет ни строчки в церковных песнопениях. При этом пасхальная иконография существует и продолжает пополняться новыми образцами. Что же имеют в виду, когда говорят об иконе «Воскресения Христова»?

Через века

Если тщательно изучить произведения христианского искусства с V века вплоть до наших дней, то на всех увидим примерно одну и ту же сцену: гробница пуста, дверь в нее сломана, воины, которые должны охранять тело Христа, спят, а за ними жены-мироносицы. Это распространенный сюжет, который и в наше время считается едва ли не главным иконографическим образом, изображающим Пасху. Он получил название «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и, практически без изменений, дошел до XXI века.

Поскольку само Евангелие – свидетельство очевидцев, то этот эпизод - все, что мы знаем о Воскресении: гробница пуста, и Его нет. В дальнейшем в Писании речь идет уже о Спасителе, который является последователям и ученикам. Но сама тайна Воскресения не описана. Отсутствует она и в канонической иконографии. В византийском искусстве был распространен сюжет «Две жены-мироносицы у ног воскресшего Спасителя», у нас он встречается реже. Не менее популярна у иконописцев сцена явления Марии Магдалине. Современная традиция, которая берет начало в постиконоборческую эпоху, изображает сошествие Христа в ад. Это еще один вариант Воскресения.

Приоткрыть завесу…

На протяжении многих веков Церковь волнует вопрос, что же происходит между двумя центральными событиями Евангелия: погребением Христа и приходом жен-мироносиц к пустой гробнице? Иконография «Сошествие Христа в ад» символизирует крушение места мучений, показывая, ради чего воскрес Спаситель ... С течением времени композиция становится более развитой: обрастает деталями, которые пытаются объяснить событие. Так, в средние века возрастает интерес к инфернальной* части – бездну под ногами Христа прорисовывают более детально. Вскоре иконописцев начинает волновать идея изображения как положительного, так и отрицательного начала. На иконе конца 14 века, хранящейся в Третьяковской галерее, сцена сошествия Христа в ад представлена как модель мироздания. Вокруг Христа ангелы с зерцалами с начертанием названий добродетелей: Надежда, Вера, Радость. Есть и бесы, в страхе разбегающиеся по углам. И от каждого ангела к ним тянется копье. Воскресение Христа обнажает непрерывную битву Добра и Зла. А вот иконы Нового времени относятся уже к глубокому богословию. Таков вкратце непростой путь иконы, рассказывающей о чуде Воскресения. О чем бы хотелось спросить и что пожелать, находясь рядом с ней? 

Справка «ГЧ»

Канонической пасхальной иконографией считаются два сюжета: «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Сошествие Христа в ад». В XVII веке из западной иконографии к нам пришел еще один сюжет «Христос возносится над своей гробницей».

Справка «ГЧ»

Раннехристианское искусство было Библией для неграмотных, поэтому практически дословно следовало букве Писания. Иконопись – один из языков богословия.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели