Тина Кузнецова: «Наш отечественный хип-хоп – это частушки»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Тина Кузнецова: «Наш отечественный хип-хоп – это частушки»

16 июня 2021 / просмотров – 1793
Культура

Проект Zventa Sventana разбивает стереотипы о народном творчестве и сплетает фольклор с танцевальной электроникой, инди-попом и даже нео-классикой. Убедиться в этом смоли гости опен-эйра «Музыка мира», который проходил в Белом колодце при поддержке Центра Галереи Чижова.

За час до выступления нам удалось пообщаться с хэдлайнерами фестиваля – Тиной Кузнецовой и Юрием Усачевым.

– Ребята, расскажите о песнях, которые сегодня услышат воронежцы.

Тина: – Мы привезли композиции с нового релиза и захватили несколько треков с предыдущего альбома. Для нас особая радость выступать на Платоновском фестивале, потому что половина программы состоит из песен Воронежской и Белгородской областей. Для меня счастье и трепет представлять их коренным жителям, так как наследие этих мест уникально, фантастично и без него не может существовать мировая культура.

– Вы сами ездите по деревням в поисках фольклора?

Тина: – Это не в моей практике. Я не фольклорист, поэтому езжу по случаю с проводниками. У меня было не так много экспедиций, но все они очень интересные. Каждый раз это открытие. Недавно я вернулась из Рязанской и Нижегородской областей, где узнала много нового. Хотя золотой фонд существует давно, и благодаря ему, мы имеем представление, как эти песни звучат в ансамбле. Весь материал был собран и записан в 70-х годах. Есть прекрасные фольклорные коллективы, которые исполняют его. Например, воронежская «Воля». Кстати, в нашем альбоме песню под названием «Вдоль по улице Ванюша» поет выходец из этого ансамбля – Татьяна Молчанова, которая уже преподает в Москве и ведет своих студентов. До пандемии мы предпринимали экспедицию в Алексеевский район Белгородской области в деревню Сорокино, где живет уникальная Вера Васильевна Шишкина. Я пою с ней многие песни и даже «зарезервировала» ее для работы над следующим диском. Благодаря тому, что есть записи, представление об ансамблевом пении, мы можем подпеть ныне живущим носителям фольклора. Традиция процветает, песни поются, и мы рады в очередной раз донести их до слушателей.

– Почему вы решили смиксовать народное творчество с электроникой и инди-попом?

Юрий: – Наш коллектив обладает масштабным творческим наследием. Тина – классическая пианистка, шикарная джазовая певица с большим бэкграундом. Я в свое время был создателем и участником группы «Гости из будущего» и, соответственно, хорошо разбираюсь в электронной музыке. Мы подумали, что все это можно объединить и создать нечто новое, интересное. Тем более что с фольклором не так часто работают в таком многогранном ключе. Он консервативен, как и большинство вещей в нашей жизни. В какой-то момент мы просто почувствовали, что хотим идти дальше, делать нечто большее, почему бы и нет? В конце концов, современное звучание дает возможность принять эту музыку более молодому поколению, которое по-своему тоже консервативно. В фольклоре существует столько интересных ладов и мелодий, которые мы потеряли! Все, что более-менее сложно, люди уже не воспринимают, и оно уходит из мэйнстрима. Мы не поем такие песни, теряем их. А мы хотим это сохранить и поэтому, я думаю, это единственный путь – осовременивать нечто традиционное и делать его доступным.

Тина: – Естественно, все это хорошо живет. Пример – наш проект. Плясовая танцевальная музыка, которая основывается на том же бите, на повторяющихся паттернах – это медитативное, сакральное действие, к которому электронная музыка тоже стремится со своей цикличностью.

– Zventa Sventana – частный гость фестивалей. Какой из них впечатлил вас больше всего?

Юрий: – Мне запомнилась «Дикая мята». Фестиваль проходил в поле, шел дождь, и на второй день эта территория превратилась в месиво. Это было невероятно, потому что тысячи людей в резиновых сапогах под дождем в грязи почти ночью слушали прекрасную музыку разных исполнителей. Абсолютный сюрреализм.

Тина: – Ты просто не был на «Нашествии»! Но музыка спасает, да. Все фестивали по-своему прекрасны. С каждым годом они развиваются, становятся моднее, раскрывают разные области творчества. Везде какая-то своя «кухня». За 10 лет многообразие стало просто потрясающим. Кстати, когда Юра увидел Белый колодец в вечернем свете, он сказал, что «это абсолютно европейская площадка».

Юрий: – Прекрасный опен-эйр на фоне уникальной природы. Мы запомним этот необычный фестиваль надолго.

– У вас была коллаборация с Иваном Дорном. Что дальше, может быть хип-хоп?

Тина: – Мне никогда не были чужды какие-либо стили. Проект Zventa Sventana существовал до «Голоса», но мы не могли показать его во всей красе, так как Первый канал диктует свои условия. На самом деле было непросто в принципе предложить туда народную песню. Потому что у нас боятся (не знаю, правда, чего), во всем осторожничают. Но мы максимально раскрыли эту мою сторону и продолжаем в том же духе.

Юрий: – Сегодня будет композиция с хип-хопом.

Тина: – Наш отечественный хип-хоп, корневой – это частушки. Они у нас есть во многих песнях. В ближайшем будущем будет коллаборация с «Аигел». Айгель как раз пишет тексты в таком стиле. В Zventa Sventana все случается только по синергии и какому-то импульсу. Мы никогда ничего не делаем искусственно, потому что надо, чтобы кому-то зашло.

– Как появилось название вашего коллектива и почему оно пишется латиницей? Возможно, вы планируете продвигать фольклор за границей?

Юрий: – Мы не знали, как назвать группу, и папа Тины предложил Zventa Sventana. Название показалось нам странным. Это понятие ввел Даниил Андреев – философ, который жил в первой половине прошлого века. Одна из его культовых работ – книга «Роза мира» – описывает сложные метафизические процессы. И там есть Zventa Sventana – что-то высшее, духовное, светлое в женском обличии, что помогает нам и спасает. Идея нам понравилась.

Тина: – Конечно, это коммерческое название. Его сложно запомнить, но запомнив, невозможно забыть. Написание латиницей, как минимум удобно.

Юрий: – И не похоже на «Света Сметана».

Тина: – У нас есть амбиции распространиться как можно шире. Мне кажется, это замечательно.

Юрий: – Да, пусть будет интернациональным русский фольклор. Не только же Африку слушать!

– У вас насыщенный гастрольный график. Войти в фестивальное лето после долгого перерыва, наверное, особенно приятно. Многие музыканты, говорят, что пандемия открыла для них новые возможности, позволила выдохнуть и реализовать давно задуманные идеи. Как протекала самоизоляция у вас?

Тина: – Много чего произошло. Для всех это было время непростое и удивительное. У нас родился еще один уникальный проект по наследию Александра Вертинского. Мы его сделали с коллегами – актерами и музыкантами.

Юрий: – Это целый спектакль, посвященный песням Вертинского, рассказ о его творческой жизни. Мы исполняем композиции, которые аранжировала Тина.

Тина: – Мы посмотрели на все это под другим углом, получилось достаточно интересно. Надеемся, нас пригласят в Воронеж с этим музыкальным перформансом на грани театрального действа.

Юрий: – Это компактный спектакль, в нем заняты всего несколько человек. Пандемия – время странное, но оно действительно дает толчок для двух вещей. Во-первых, абстрагировано посмотреть, чем мы живем, что ценно, а что нет. Во-вторых, открыть временной портал, чтобы поднять некие идеи, доделать их до конца, потому что спешить некуда.

Партнер Платоновского фестиваля – Центр Галереи Чижова – центр поддержки культурных инициатив.

Ольга Ласкина
Лариса Карпызина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели