У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое

27 марта 2019 / просмотров – 467
Культура

27 марта 1962 года в календари знаменательных дат вошел праздник – Международный день театра. Ежедневно на планете Земля миллионы поклонников Мельпомены и Талии отправляются в театры, большие и малые, академические и новаторские, драматические и музыкальные. После спектаклей не смолкают аплодисменты, гремят возгласы «бис» и «браво», вручаются цветы любимым талантам. Но сегодня особый день, когда актеры могут принимать подарки и поздравления, не выходя на сцену.

Первые упоминания о театре относятся к 497 году до н.э. Именно тогда, согласно письменным источникам, в Греции в первый раз прошел праздник, посвященный богу Дионису. Специально для этого были построены деревянные подмостки, на которых перед зрителями выступали поэты, музыканты и певцы. Уже спустя несколько лет деревянные подмостки были заменены круглыми аренами, окруженными многоярусными зрительскими местами. В 55 году до н.э. в Риме был построен первый каменный театр, где выступали актеры, декламировавшие стихи и исполняющие небольшие пьесы, такие «перепевы» древнегреческих легенд и мифов.

Театральные действа издревле любили и на Руси. Сначала они были связаны с языческими обрядами и религиозными праздниками. Но уже в рукописях XI века можно встретить первые упоминания о скоморохах, которые веселили честной люд на ярмарках и базарах. Первый же театр (балаган) в России появился во времена Петра I: в нем ставили небольшие пьески, основанные на самых незамысловатых сюжетах. В 1795 году в Москве открылся театр графа Николая Шереметьева, который сыграл огромную роль в формировании русской театральной школы.

Особого расцвета русский театр достиг в 19-20 веках, подарив миру много великих актеров, режиссеров, драматургов. Россия по праву гордится такими именами, как Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Александр Островский, Всеволод Мейерхольд, Михаил Щепкин.

Волшебная сила искусства
Во времена Пушкина не весь партер театра занимали кресла. Они были только в нескольких первых рядах для особо знатных и состоятельных господ. Далее располагалась стоячая зона, билеты в которую стоили значительно дешевле. Здесь обычно находились творческие люди, студенты, клерки – они были самой активной частью публики, задавая тон аплодисментам и крикам «Браво!». На особо популярные спектакли в партер набивалось очень много театралов, самые заядлые из которых приходили за 2-3 часа до начала и занимали лучшие стоячие места.

Образцовый подсказчик

Однажды великий Константин Сергеевич Станиславский сказал: «Уберут суфлеров, уйду и я». Сейчас мы наблюдаем исчезновение этой профессий. А когда-то театр невозможно было представить без суфлера! Профессиональный подсказчик – это уникальный человек, обладающий превосходной памятью, пристальным вниманием и чутким слухом. Зачастую суфлер выучивал наизусть все реплики и мизансцены спектаклей. Он также знал, как нужно подсказывать каждому актеру: первую букву, первое слово или вовсе всю реплику. В театрах шутят, что суфлер – единственный человек, который не нуждается в подсказках. В эпоху новых проектов и постоянной занятости, пожалуй, только суфлер может помочь артисту быстро вспомнить текст. Так, может быть, эту профессию скоро ждет новый подъем. В настоящее время суфлеры остались всего в нескольких московских театрах, в частности эти должности сохранены в Большом, Малом, МХТ имени Чехова.

Интересно, что в свое время роль суфлера выполнял театральный веер. Он использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.

5-й сезон, 20-я серия
Многосерийные сериалы – отнюдь не изобретение XX-го века. Еще в древние времена на Сицилии существовали постановки, которые продолжались не один месяц. Ежедневно, после окончания рабочего дня аудитория спешила в театр, чтобы увидеть долгожданное представление. Большой популярностью на протяжении восьми столетий являлась вражда Роланда с маврами.

Отметим, что в Италии XVI-го столетия практически всех служанок в театральных постановках звали Коломбина, Смеральдина или Франческина. Это специально искаженные женские имена, которые в то время были очень популярны в стране. Костюмами актеров, исполнявших эти роли, была одежда служанок. 

Индивидуальный подход
Комедийный театр Teatreneu в Барселоне внедрил систему платы за смех. В спинки кресел в зрительном зале вмонтированы планшеты с установленной программой по распознаванию мимики. Каждая зафиксированная улыбка стоит 30 евроцентов, а максимальная стоимость представления установлена в 24 €, то есть после 80-й улыбки можно смеяться бесплатно. В конце всем зрителям выдаются их индивидуальные счета за смех, которые они могут разместить в социальных сетях и на больших экранах сравнить со счетами людей, сидевших рядом с ними. Такая детализация также позволила актерам предметно изучить свое исполнение – не только с точки зрения доходов, но и с точки зрения артистического успеха: было ли представление принято хорошо? Что можно улучшить? Система понравилась как зрителям, количество которых увеличилось, так и администрации театра, чьи доходы выросли.

В США в штате Вирджиния существует уникальный «Бартер Театр». За вход сюда зритель может расплачиваться продуктами питания. История его началась во времена Великой депрессии, когда заплатить живыми деньгами было практически нереально. Чтобы не лишать людей радости посещения театра, основатель подмостков Роберт Портерфилд принял уникальное решение – брать вместо традиционных денег бартерные товары: продукты питания, украшения, посуда и так далее. Шоу стоило 40 центов, и именно из этого расчета устанавливался товарный эквивалент. Прошли десятилетия, а принцип бартера остался, став индивидуальной фишкой театра.

Женщины начинали, но не выиграли

Японский театр Кабуки завоевал сердца многих людей во всех странах мира, и почти никто уже не помнит его немного скандальное прошлое. Вплоть до начала XX-го века театр запрещали по различным причинам. С момента зарождения Кабуки все роли, в том числе и мужские, в нем исполнялись женщинами. На дворе был суровый период Эдо и правление сегуната Токугава. В 1629 году, защищая общественную нравственность, женщинам запретили выступать на сцене. Их заменили юноши, а впоследствии зрелые мужчины. По своему антуражу и устройству японский театр весьма отличается от привычных европейских. И не только исключительно актерами-мужчинами. Очень выразительны их лица, выбеленные рисовой мукой, на которой контрастно смотрится яркий грим. Тщательно стилизованные движения призваны донести до зрителя содержание сюжета. Это особенно важно, поскольку в представлении, как правило, используется устаревшая форма японского языка, понять которую полностью зачастую сложно даже самим японцам. Подвижная сцена с вращающимися платформами и потайными люками позволяет быстро изменять декорации и положение актеров. Еще одна особенность – мостик, который проходит через зрительный зал и дает возможность актерам эффектно появиться или уйти. Особую атмосферу поддерживает и живая музыка, исполняемая на традиционных инструментах. До сих пор японцы верят в то, что актер, находясь в образе, приобретает сверхъестественные силы и становится подобен божеству. Поэтому родители приводят в Кабуки своих детей, а после представления подходят к актеру и просят его посмотреть в лицо ребенку. Для маленького японца это считается добрым знаком. 

Театральная жизнь столицы Черноземья
Воронеж можно смело назвать одним из самых театральных городов России. Театр драмы, оперы и балета, камерный, кукольный, театр юного зрителя и другие площадки города каждый сезон предлагают десятки постановок: от традиционных спектаклей, которые идут на сцене уже не первый год, до новинок далеких от классики как по формату, так и по содержанию.

Воронежский государственный Академический театр драмы имени Алексея Кольцова свое 200-летие отметил в ноябре 2002 года. О его истории можно писать отдельную книгу: появившийся еще в екатерининскую эпоху, театр пережил две революции, Великую отечественную войну и 13-летнюю реконструкцию. В 20-е годы его часто посещал писатель Андрей Платонов, а в ноябре 1926 года здесь выступил Владимир Маяковский. В 1935-1936 годах Осип Мандельштам, находившийся тогда в Воронеже в ссылке, заведовал литературной частью театра. В конце 1950-х здесь играл Леонид Броневой.

Театр оперы и балета в столице Черноземья появился в 30-е годы прошлого века. Тогда в городе начал работать театр музыкальной комедии под руководством актера и режиссера Лазаря Лазарева. Труппа выступала на летней сцене Первомайского сада. В 1961 году актеры въехали в современное здание в историческом центре города, на площади Ленина. 25 февраля опера Чайковского «Евгений Онегин» ознаменовала новую эпоху: театр комедии реорганизовали в Музыкальный, а в последствии и в театр оперы и балета. 

Свое здание кукольный театр «Шут» получил в 1984 году. Для того, чтобы в центре города появилось необычная постройка со сказочными башенками, колонами и задорными фигурками, а фасад соседнего дома украсили часы с кукольными персонажами, деньги пришлось собирать всем городом. Архитекторы, работавшие над проектом, были удостоены Государственной премии РФ. Гордость театра − музей марионеток. Санкт-петербургский режиссер Александр Веселов в конце 1980-х годов передал сюда свою коллекцию театральных кукол, которую собирал на протяжении долгих лет. С тех пор она значительно подросла.

Как ранее писала «ГЧ», в 2020 году театр ждет капитальный ремонт. Работы не ограничатся только строительными аспектами. В рамках системной государственной поддержки будет произведена модернизация материально-технической базы.

Камерный театр был учрежден в городе в 1993 года. Вплоть до 2014 года он не имел своего здания, и арендовал помещение в местном Дворце культуры железнодорожников. Сейчас, чтобы попасть в одну из самых необычных и современных построек Воронежа придется проявить смекалку. В отличие от остальных театров, которые расположились на главных улицах города, Камерный спрятался за старинным домом XIX века. Здесь нет пафосных бархатных занавесов и лепнины. Зато можно найти незакрытые коммуникации, кирпичные стены и бетонные полы. В выставочных и творческих пространствах, в числе которых «Галерея Гальперина» и «Театральный клуб», проходят встречи с именитыми актерами и режиссерами. За четверть века своего существования он стал своеобразным символом культурной жизни столицы Черноземья. О его спектаклях много пишут в воронежской и московской прессе, в том числе ведущие российские театральные критики и журналисты. Спектакли Камерного театра и его артисты регулярно участвуют в фестивале «Золотая Маска». При инициативе театра проходит международный «Платоновский фестиваль искусств», детский театральный фестиваль «Маршак». 

Кстати, билеты на спектакли воронежских театров, а также на постановки 9-го международного форума искусств, который в этом году пройдет с 1 по 16 июня, можно приобрести в концертной кассе на минус первом этаже Центра Галереи Чижова. Ранее «ГЧ» писала о событиях Платоновфеста, которые нельзя пропустить. Стоит отметить, что местные постановки не раз участвовали в форуме искусств, но никогда ранее их не выделяли отдельным блоком. В этом году на суд зрителей будут представлены сразу два спектакля. Руководитель Камерного театра, режиссер Михаил Бычков готовит постановку «Кабала святош» по Михаилу Булгакову.А театр драмы имени Кольцова порадует зрителей работой «Улитка на склоне» по произведению Стругацких.

Когда на равных
В Воронеже есть уникальный культурный проект, объединивший непрофессиональных актеров, в том числе с ограниченными возможностями здоровья – «Театр Равных». Минувшей осенью воронежская команда вышла в финал в Международных Парадельфийских играх. Помимо этого, труппа участвовала в Платоновском фестивале искусств и международном танцевально-театральном форуме Rampenlichter (Мюнхен, Германия). Ребята не только показывают свои спектакли в различных уголках нашей страны, но и благодаря грантам реализуют образовательные проекты.

Отношение общества к проблемам инвалидов постепенно меняется. Становится более зрелым, гуманным. Во многом этому способствует проводимая в жизнь государственная политика. В России действует комплексная система социальной защиты, и она регулярно модернизируется. 

Лучшие спектакли по произведениям русской классики получат премии

Деньги на эти цели будут ежегодно выделятся из федерального бюджета в рамках реализации проекта «Театр-детям». На поощрение могут рассчитывать бюджетные учреждения – профессиональные театры с постоянной труппой, в репертуаре которых есть постановки, ориентированные на детскую, подростковую или юношескую аудиторию. Выдвигать кандидатов на соискание премий будут местные власти, а принимать окончательное решение – специальная комиссия, созданная при министерстве культуры.

Депутат Государственной Думы Сергей Чижов, более 10 лет защищающий интересы нашего региона в Комитете по бюджету и налогам пояснил: «Гранты на выплату премий предоставляются из федерального бюджета. В общей сложности их будет три. Каждая включает в себя специальный приз, диплом лауреата и денежное вознаграждение в размере трех миллионов рублей». Парламентарий напомнил, что начиная с 2018 года в рамках реализации проекта «Театр – детям» в государственный бюджет закладывается по 700 миллионов рублей на финансирование расходов, связанных с созданием и показом новых спектаклей. 

Продажа и возврат билетов в театр будут усовершенствованы

Существует проблема, когда перекупщики приобретают билеты на спектакли, а затем перепродают их дороже, обирая наших граждан. Не сумев продать, возвращают театру, при этом получая обратно полную стоимость. Театры, концертные залы, цирки, музеи несут убытки, потому что продать возвращенный билет в день проведения мероприятия трудно.

Чтобы ликвидировать случаи незаконнои? перепродажи билетов на театральные, культурные и развлекательные мероприятия и защитить не только зрителей, но и российские театры, в минувшем январе депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении поправки в ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре». Законопроект позволит бороться с так называемой «билетной мафией». Сергей Викторович пояснил, что проектом закона предлагается запретить реализацию билетов по цене выше стоимости, указаннои? на билете, а также предусмотреть норму, в соответствии с которой реализацией билетов на театральные и развлекательные мероприятия могут заниматься только уполномоченные театром лица на основании соответствующего договора. По словам парламентария, документ предусматривает, что Минкультуры получит полномочия по утверждению формы билета на проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями и залами, цирками и музеями мероприятия. Форма будет содержать основные реквизиты билета.

Завышение цены самого билета запрещено, однако распространитель сможет взять ограниченную плату за их доставку и некоторые другие сопутствующие услуги. При этом комиссия за посреднические услуги не может превышать 10%. Также обсуждается возможность введения именных билетов.

Справка «ГЧ»

В соответствии с указом президента 2019 год в России объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов; совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования. Мероприятия Года охватят все регионы Российской Федерации.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели