Фотофестиваль «Ретро», открывшийся сегодня в Воронеже, стал, по признанию организатора Андрея Старинина, одним из пилотных мероприятий, приуроченных к 175-летнию фотографии, которое состоится 7 января грядущего года.
Гости открытия могли сами пополнить богатую экспозицию раритетной фототехники, принеся на встречу с единомышленниками аппараты из домашних коллекций. Событие объединило любителей и профессионалов в сфере фотографии: в ходе непринужденного общения были обсуждены вопросы о роли коммерческой и творческой фотосъемки в профессии фотографа, балансе художественного и технического аспекта при оценке снимков и многие другие вопросы.
«Просветительская» программа первого фестивального дня состояла из двух лекций: по истории фотографии (ее прочел Андрей Иванович Пауков, член Союза фотохудожников России и преподаватель фотографии с 35-летним стажем) и по истории воронежской фотографии (Михаил Петрович Вязовой, член Союза фотохудожников, руководитель фотослужбы газеты «Коммуна»). По мысли лекторов, профессиональное занятие фотографией, как и любым другим искусством, немыслимо без осмысления опыта великих фотографов прошлого. Слушатели лекций смогли также прикоснуться к раритетным альбомам и фотокарточкам, изучить их.
На второй день фестиваля состоится мастер-класс по проявке и печати фотографий: правда, посетить его смогут лишь те, кто записался заранее: количество мест ограничено. Впрочем, организаторы пообещали повторить мероприятие через некоторое время.
– Раньше без лаборатории, так называемой «темной комнаты», фотограф состояться не мог. Именно поэтому женщин в фотографии почти не было: лабораторию нужно было обустраивать своими руками: напильник, ножовка, паяльник, – фотограф был близко знаком с этими инструментами. Иначе было невозможно устроить лабораторию из туалета или кладовки, которые под нее, как правило, отводились, – рассказал в преддверии мастер-класса Андрей Пауков.
– Большинство людей сегодня хранят фотографии в электронном виде. Но когда мы открываем файл и он появляется на экране ноутбука, фотографии как таковой не существует. Это просто свечение матрицы. Мы снимаем на флешку тысячи кадров, и она от этого не становится толще. Это все абсолютно виртуально. Так что если у вас нет напечатанных фотографий – говорить не о чем. Многие современные фотографы попадают в эту ловушку: они не управляют финальной стадией процесса фотографии, печатью. Мое глубокое убеждение – фотограф должен сам до конца все доводить. Собственно то, ради чего мы здесь собрались – это аналоговая фотография, которая еще жива и, думаю, в ближайшее время не умрет, – рассказал Андрей Пауков.
– Печатайте фотографии, – призывает Андрей Пауков. – Пусть будет как можно больше хороших, интересных фотографий, которые будут жить. Ведь для всего нашего цифрового фотоархива будет достаточно одной магнитной бури – и он превратится в ноль.
На следующий, юбилейный для истории фотографии, год, руководитель фотоклуба «Фотовикия» Андрей Старинин планирует провести серию мероприятий, посвященных различным этапам процесса аналоговой фотографии. Кроме того, планируется открытие для заинтересованных энтузиастов доступа к обширной фотобиблиотеке: пособиям и журналам, посвященных искусству фотографии.