Галерея Гальперина, по словам близких Юрия Григорьевича, побывавших на открытии, сама по себе – уникальный проект. Где еще в России в действующем театре можно найти музей художника? Тем более сделанный с такой любовью и работающий на постоянной основе.
Фойе, в котором размещается выставка, представляет собой небольшое помещение. На его бетонные стены нанесены увеличенные фрагменты монохромных графических набросков. Часть зала оформлена черным клинкерным кирпичом ручной формовки. На окнах – серые рулонные шторы. Они выполняют функцию экранов, на которые проецируются рисунки художника. Специально для этого под потолком установлено дорогостоящее оборудование. По периметру – более 130 эскизов декораций и костюмов в простых черных и белых рамках. В центре экспозиции – фотография художника.
Интересно, что работы Гальперина не подписаны. По мнению организаторов музея, они так хороши, что не нуждаются в сопроводительной информации. Поэтому чтобы разобраться, что к чему, необходимо воспользоваться путеводителем. Его можно получить при входе в галерею.
«После смерти художника, его семья, коллеги и друзья организовали выставку, которая экспонировалась в Российском театральном музее имени Бахрушина. Когда работы, созданные в разные годы и в разных театрах, собрались в одном зале, стало понятно, что эти эскизы, поиски, аппликации имеют самостоятельную цену и чрезвычайно интересны. Это нужно видеть. Причем не только зрителям на спектаклях, – рассказывает художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков. – Огромное удовольствие рассматривать работы Гальперина, читать пометки, знакомиться с графикой… Мы попросили провести подобное мероприятие в Воронеже. После чего в музее имени Крамского состоялась его персональная выставка. Она была очень интересной, пользовалась популярностью, и тогда я выступил с предложением оставить часть творческого наследия художника в столице Черноземья. Облправительство выделило определенную сумму, которая позволила купить у семьи Юрия Григорьевича те вещи, которые представлены в этой экспозиции. С учетом того, что Камерный театр не чужой для Гальперина, здесь его всегда будут помнить и любить, мы получили все это отнюдь не по той цене, какая была бы на настоящем арт-рынке. Интерактивная часть выставки будет меняться и совершенствоваться. Творческое наследие художника велико, в цифровом виде нам передадут и другие вещи, которые выходят за рамки того, что приобретено для этой галереи. Мы сможем экспонировать файлы с бесконечно разнообразными и, на мой взгляд, потрясающими графическими работами».