Компания друзей отправилась порыбачить, когда на улице уже стемнело. Одно неосторожное движение и … лодка перевернулась. Все пятеро оказались в воде. Чтобы не замерзнуть мужчины решили доплыть до опор ЛЭП. Одному из них не удалось этого сделать. Тело до сих пор не найдено. Поиски продолжаются.
С вопросом, можно ли обезопасить себя от подобных происшествий, мы обратились к инспектору ГИМС МЧС России по Воронежской области Александру Чередникову. «Конечно, для этого нужно соблюдать несколько элементарных правил», – ответил он.
Итак, ГИМС рекомендует:
- После покупки, судно нужно хорошо опробовать и выявить его навигационные качества и маневренные элементы. Проверить, не слишком ли велики мощность и масса мотора.
- Не перегружайте моторную лодку или катер больше нормы, записанной в судовых документах.
- Изучите, как ведет себя ваше судно на волнах, при сильном ветре, при швартовке, при поворотах и других маневрах с разной нагрузкой и при различных оборотах винта. Как правило, при любых поворотах, в том числе и на обратный курс, судоводитель стремится выполнить их с наименьшей циркуляцией, не снижая скорости. Поворот получается резкий, с большим креном. Для многих судов, особенно глиссирующих, с остроскулыми обводами и мотором большой мощности, это чревато опрокидыванием.
- Совершенствуйте знание районов плавания. Это залог безопасности пассажиров и судна. Особенно внимательно изучайте береговые очертания и подходы к ним.
- Большие волны или волны от других судов могут захлестнуть малое судно, поэтому не разрешается ставить катер бортом к ним. Надо идти вразрез волнам, если это возможно, но так, чтобы диаметральная плоскость судна и волны составляли угол 80 – 90 градусов. Если судно зарывается и есть опасение зачерпнуть воду, следует убавить ход или прорезать волну несколько наискось. При подходе большой волны нужно сбавлять обороты или стопорить двигатель и снова дать ход, когда судно начнет входить на волну.
- Опасно маневрировать или пересекать курс перед носом движущегося судна; это можно делать только за его кормой.
- При встрече с судами подготовку к расхождению следует начинать как можно раньше. Нерешительные действия дезориентируют других судоводителей.
- Не хвастайте своей лихостью или большой скоростью судна. Не устраивайте обгоны других плавсредств.
- При отходе от пирса и в других стесненных условиях направляйте судно против ветра, течения, волн до тех пор, пока оно не удалиться в район или место, где можно безопасно сделать поворот на нужный курс.