Творчество в режиме ЧС
В этом году «Камерата» посвящена 115-летию Дмитрия Шостаковича, личность и творчество которого были лейтмотивом и движущей силой форума. Даже экстренный перенос концертов в другие залы не помешал воронежцам насладиться великолепными программами в исполнении всемирно признанных музыкантов.
Фестиваль, ставший передвижным, успел побывать в филармонии, колледже имени Ростроповичей, драмтеатре, институте искусств, театре оперы и балета, дворцовом комплексе Ольденбургских и «На крыше под куполом».
Оригинальная редакция
Финальную точку в 5-дневном марафоне поставил камерный оркестр Musica Viva, который славится любовью к музыкальным раритетам и бережным отношением к партитурам-первоисточникам. Столичный коллектив сыграл произведения Стравинского, Шостаковича, Бартока, а также порадовал публику премьерой – симфонической арией Гавриила Попова.
«Творчество Попова – это интереснейший период, 20-е годы XX века, самобытный сплав русской и западноевропейской музыки, – поясняет руководитель оркестра, дирижер и виолончелист Александр Рудин. – Что касается его арии – это очень искренняя музыка, которая стала для меня открытием. Я сыграл ее в Воронеже в первый раз в оригинальной редакции нашего оркестра. Также впервые в этом сезоне мы исполнили прелюдии Шостаковича в редакции Корчмара. Они вошли в наш репертуар благодаря «Камерате»».
Музыкальное око современности
У каждого участника фестиваля свой Шостакович. Для Александра Рудина «это композитор, который не требует большой подготовки, так как коммуникативная составляющая его музыки чрезвычайно сильна. Он бьет в самое сердце».
Для скрипача симфонического оркестра Большого театра Игоря Цинмана, «Шостакович – это сострадание, скромность и великодушие».
«Музыкальным оком нашей современности» назвал композитора пианист Андрей Коробейников.
«Его творчество обладает огромной силой внушения, действуя на людей как электрический разряд, потому что сам Шостакович похож на сгусток оголенных нервов, – считает музыковед Ярослав Тимофеев. – В России музыка композитора звучит сейчас нечасто. Воронежская филармония оказалась одной из немногих, где состоялся посвященный Дмитрию Дмитриевичу фестиваль в год не самого круглого 115-летнего юбилея. Благодаря усилиям таких филармоний имя Шостаковича не исчезает с афиш даже в такое неприятное для концертной жизни время».
Имя, вписанное в историю культуры
«Мы бесконечно счастливы, что, несмотря на суровый вызов времени, «Воронежская камерата» состоялась, – подчеркивает художественный руководитель филармонии и фестиваля камерной музыки Ирина Авралева. – С помощью друзей, среди которых наш постоянный партнер – Центр Галереи Чижова, мы не только освоили новые пространства, но и выполнили важную миссию – отдали дань памяти великому композитору, чье творчество бесценно и чье имя вписано в историю воронежской культуры. Дмитрий Дмитриевич приезжал к нам дважды. Уверена, зрители почувствовали необычную энергетику фестиваля, какой-то особенный нерв, мощную пульсацию, характерную и для музыки Шостаковича».
Четвертый фестиваль камерной музыки состоялся при поддержке Министерства культуры РФ, Центра Галереи Чижова и проекта Московской филармонии «Всероссийские филармонические сезоны».