Русские туристы, побывавшие в Швеции, часто с удивлением отмечают, что на тамошних дорогах почти не бывает луж. И дело не в особенностях ландшафта или климата: в Швеции, особенно, на севере, есть вполне «российские районы»: болото на болоте. Да и дожди в Швеции идут, как в любой другой стране, но вода на дорогах не «скапливается». А все потому, что там тщательно следят за «геометрией дороги»: она должна быть немного выпуклой, тогда вода будет просто с нее стекать. У нас же геометрические ошибки не только

Стакан воды
По дорогам Финляндии регулярно курсируют дорожники, которые проверяют асфальт, состояние дорожной подушки и водоотводов, измеряют радиусы поворотов и подъемов… Там, где обнаруживаются отклонения от нормы, сразу же производится ремонт. Причем, ямочный ремонт по-фински выглядит так: на месте ямки, даже если она радиусом 10 см, вырубается метровый квадрат, затем полностью пересыпается «подушка» (основание дороги) и укладывается асфальт. Дорожное полотно в Финляндии напоминает слоеный пирог. В нижнем слое – крупные валуны. Они слой за слоем пересыпаются разнокалиберным щебнем. В завершение идет щебень вперемешку с асфальтом (часто вместо него заливают бетон и сверху кладут асфальт). По обочинам – ливневки. А качество дороги проверяют при помощи …стакана с водой. Если за время пути вода расплескается – дорожники обязаны сменить покрытие!
Железобетонно!
Кто-то скажет – куда нам до благополучных скандинавов? Но есть и более дешевые варианты. Скажем, в Китае грейдером (самоходной машиной для выравнивания грунта) разравнивают землю, отсыпают дорожную подушку сантиметров на 10, сверху кладут каркас из прутьев и заливают бетоном. Можно подороже – положить на бетон асфальт. Кстати, о бетоне. В Китае с укладкой бетонных плит строится около 40% автотрасс, в Германии – около 65%. А все потому, что плиты стоят недорого и не нуждаются в ремонте по 20 и более лет. У нас же, если подобные технологии и применяются, то в единичных случаях. Почему? Можно только догадываться. Между тем, на ремонт асфальтового покрытия тратится в разы больше средств, чем на строительство новых дорог.