Загадочное «ПИ»
На деле все оказалось очень просто. ПИ расшифровывается как «пограничные исследования», это название группы творческих людей, которые и решили изменить представление Воронежа об искусстве. В объединение вошло три человека: художники Арсений Жиляев и Илья Долгов и поэт Александр Синозерский. На протяжении многих лет они устраивали камерные представления – квартирники, проводили различные акции. Очевидно сейчас, по их мнению, пришла пора представить свои труды широкой публике.
Ожидания и реальность
Сами художники в своей группе в социальной сети «Вконтакте» пишут: «В выставке будут собраны материалы о воронежском музыкальном, литературном, активистском и художественном андеграунде последних 10 лет, а также реконструирован ряд ключевых проектов группы «Пограничные исследования».
Что же было показано пришедшим? Только войдя в помещение, видишь перед собой палатку, а над ней бельевая веревка, на которой развешены вещи «ручной работы». На деле оказывается, что они просто слегка разрисованы вручную. Выясняется, что они использовались в перформансах, которые были показаны художниками.
Направо пойдешь – наткнешься на кучу скомканных газет и подвешенные над ними тулупы. Эта композиция называется «Кладбище газет». Правда, все это среднестатистический воронежец уже видел где-нибудь в деревне.
Налево пойдешь – а там еще интересней. На зеленом фоне видим картину под названием «Битва Синозерских». Поэт сфотографирован в разных ракурсах, потом фотографии наложены одна на другую. Получается некий коллаж.
Ну а дальше попадаем прямо в Новый год. Наряженная елка, а вокруг куча мягких игрушек. Огромный заяц и маленькая мышка посажены на отдельные табуреты. Композиция названа «Степень реализации в царстве мягкотелых». Этим художники хотят показать, что праздники – это всего лишь пережитки в постсоветском обществе.
Также на вернисаже можно было увидеть маски Джотто (итальянский художник и архитектор), Беньямина (немецкий философ, литертуровед) и Хайдеггера (немецкий философ), которые были использованы художниками для одного из перформансов. Почему-то они считают, что, только надев эти маски, можно свободно говорить об искусстве.
Интересный экспонат – ноутбук, который пишет письмо Толстого, названный в честь него же – «Толстой 20», мультимедийный проект объект-самописец.
Не обошлось и без стены славы, все же выставка ретроспективная и показывает, что было создано больше чем за десять лет. На упомянутой стене представлена летопись, по годам расписаны все главные моменты жизни объединения художников, вплоть до их знакомства с теми-то и теми-то.
В поисках смысла
Воронежские авангардисты максимально попытались объяснить свои работы. У каждого экспоната висела табличка не только с названием, но и пространным объяснением его смысла. Жаль только, что разъяснение это было каким-то непонятным сочетанием терминов и общей философии. Видимо современное искусство не поддается описанию языком, понятным каждому.
Желающих увидеть выставку набралось неожиданно много. С течением времени в залах даже стало трудно передвигаться. Как на экспозицию отреагировали воронежцы, сказать пока трудно. Бесспорно, многим хочется разобраться, что же сейчас происходит в современном искусстве. Художники обещали прочесть лекцию, в которой подробней расскажут о себе и своем видении искусства. Дата и время встречи пока не объявлены.
Подробнее прочитать о Воронежском центре современного искусства можно здесь