Воронежский художник Денис Булавинцев создал азбуку двойных штампов
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воронежский художник Денис Булавинцев создал азбуку двойных штампов

25 августа 2020 / просмотров – 260
Культура

В музее имени Крамского открылась замечательная, ироничная и смешная выставка «Медвежья азбука». Посмотреть ее можно до 27 сентября. Цена билета – 100 рублей (для школьников, студентов и пенсионеров – 50).

«Художник спит и грезит, а вы смотрите его сны»

«Медвежья азбука» – результат двухлетней работы. Свыше 60 линогравюр от А до Я. Часть букв представлена несколькими картинками. Все они демонстрируют устойчивые мифы о России и ее жителях.

«Это не просто штампы, – объясняет автор. – Это мифы о мифах, которые существуют среди «просвещенных» иностранцев. Такие двойные штампы. К примеру, что у нас круглый год идет снег, все пьют водку, а по дорогам слоняются медведи в ушанках. Многие же примерно так представляют знания среднестатистического европейца или американца о нашей стране? Сразу оговорюсь, данная серия – плод моей фантазии, я не претендую на истину в последней инстанции. Это сказка, а не реальность. Часть картинок я просто выдумал. Художник спит и грезит, а вы смотрите его сны».

Под сенью развесистой клюквы

Все началось с шутки. Но со временем «развесистая клюква»* переросла в нечто большее, стала жить собственной жизнью, обрела новые грани и потаенные смыслы. Каждая гравюра – самостоятельная новелла, связанная с другими работами общей темой и сквозными персонажами. Главный из них – медведь, максимально очеловеченный и попадающий в различные коллизии. Его приключения вызывают у публики неоднозначную реакцию. Кто-то веселится, кто-то огорчается, а некоторые даже злятся. Какие балалайки, самовары и валенки? XXI век на дворе!

«Это «клюква» в ее каноничном виде, – уверен Денис Булавинцев. – Я говорю, о жанре в искусстве. Первая картинка на эту тему – баня, медведь в парилке, кто-то бухающий в углу и барышня, танцующая вприсядку – пришла ко мне в 2013 году. Это был шуточный замысел, никого ни к чему не обязывающий. Через какое-то время я придумал еще несколько сюжетов и понял, что складывается серия. Стал целенаправленно работать в этом ключе. В процессе азбука отделилась от общей темы. Я осознал, что ее надо делать, так как идея пришла и уже не отвяжется. Художник в такой ситуации вторичен».

В итоге получился синтез эпох – современной России, советского периода и даже Российской империи. Целый самобытный мир, который неправильно было бы относить лишь к пережиткам холодной войны или к карикатурам на злобу дня. «Медвежья азбука», по признанию художника, даже для него стала неким откровением.

Шпионы, инновации и хоккей

Вся серия выполнена в классических цветах – красном, черном и белом. Как книги XVIII века, которые делались в подобной технике, но печатались с дерева. Даже оттенок красного примерно тот же, подчеркивает автор. По его мнению, это предельно простой способ создания цветного изображения.

Над каждой гравюрой Денис трудился примерно полдня. Это не считая этапа эскизирования, он более затяжной. К работе с материалами приступают лишь тогда, когда картинка окончательно сложилась вплоть до миллиметра.

Некоторые сюжеты «Медвежьей азбуки» – перефраз. Например, «Огурчик» – это сказка про репку на новый лад. Гравюра «Инновации» – дань современности – нечто похожее на счетную машину, но с модернизированной ручкой от мясорубки. Внимательный зритель заметит, что конструкция явно недоделанная, потому что, если начать кутить, ручка будет упираться в стол. С «Хоккеем» тоже не все просто. Композиция построена так, что нападающий атакует мишку-вратаря, но конец клюшки выступает за линию ворот. Поэтому посетитель выставки может выбрать, за какого персонажа будет болеть. «Любое зрительское прочтение равноценно авторскому», – считает Булавинцев.

Одна из последних картинок азбуки – «Шпион». «Образ взят из черно-белого советского кино 50-60-х годов. Мерзкая внешность, тоненькие усики, темные очки… Эти фильмы, по сути, та же самая «клюква», но в другом варианте», – поясняет художник.

Дикая, но дивная страна

Ключ к понимаю выставки – работа «Икар» – крупный арт-объект, выделяющийся на фоне остальной азбуки. Это печатная форма из линолеума, рисунок которой можно перенести на бумагу. То, с чего все началось. Правда, сделать оттиск с «Икара» сейчас невозможно. Ни в Воронеже, ни в Москве, ни в Питере нет прокатного станка нужного размера.

«Это центральная работа серии, ее камертон, итог и вывод, – считают организаторы экспозиции. – Она переводит увиденное ранее в другой регистр, позволяя всерьез говорить о том, над чем буквица потешалась. Романтическое чувство полета открывает землю, увиденную с высоты в удивительных подробностях. В то же время это взгляд с земли в самые небеса».

«Клюква, скрытые смыслы, медведи… На самом деле выставка не об этом, – настаивает Денис Булавинцев. – Она про самоопределение, культуру и ее уникальность, которую необходимо сохранить. Пусть медвежья страна дремучая, дикая, но при этом она и дивная, и чудная, и самобытная – это главное».

* Развесистая клюква (раскидистая клюква или просто клюква) – идиоматическое выражение, обозначающее вымыслы, ложные стереотипы, искаженные представления, вздорные и нелепые выдумки. Выражение употребляется в язвительно-ироничном смысле, чаще всего о бытующих среди иностранцев домыслах о России: о жизни, культуре, истории, языке. Идиома содержит в себе оксюморон, который заключается в том, что низкорослый (2-3 сантиметра), стелющийся по земле кустик клюквы никак не может быть развесистым.

Справка «ГЧ»

От ложек до асфальтоукладчика. «До появления станка Гутенберга, гравюры создавали методом притирания ложками, но это очень трудоемкий процесс, – рассказывает Денис Булавинцев. – Кстати, у воронежского художника Сергея Горшкова в Чехии или Словакии есть знакомый, который до сих пор работает в этой технике. Создает огромные холсты. Приглашает друзей, выдает каждому по ложке и они катают. Говорят, у этого художника скопился целый ящик насквозь протертых ложек. Также я видел фотографии с фестиваля в Южной Америке, где берут здоровенный обрез линолеума, кладут на землю, сверху накладывают баннерную ткань и прокатывают катком для укладки асфальта».

Справка «ГЧ»

Государственная Дума ведет комплексную работу по совершенствованию законодательства, регулирующего сферу культуры. Так, в начале года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, позволяющие региональным и муниципальным театрам, музеям и библиотекам использовать нулевую ставку по налогу на прибыль, что стало хорошим подспорьем в работе учреждений. В 2020 году наша область благодаря решениям Комитета по бюджету и налогам, где интересы воронежцев защищает депутат Сергей Чижов, получит на развитие культуры свыше 100 миллионов рублей. Еще более 41 миллиона заложено на развитие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности. Свыше 12 миллионов зарезервировано на стимулирование творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров. Примерно столько же – на развитие детских и кукольных театров. 10 миллионов рублей предусмотрено на создание модельных муниципальных библиотек, а 1,3 миллиона – на организацию виртуальных концертных залов.

Ольга Ласкина
Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели