А.Л.Ж.И.Р. посреди степей Казахстана
Сейчас на месте бывшего лагеря музейно-мемориальный комплекс, созданный по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, на базе которого периодически проводятся съезды детей бывших репрессированных. У каждого из них своя история. Кто-то пронес память о родителях через всю жизнь, вопреки всем наветам, а кто-то забыл, возненавидел, отрекся… В детских домах таких детей пытались сделать образцовыми гражданами, пытались уничтожить память о родителях, внушая, что они враги Отечества. Впоследствии Чингиз Айтматов в романе «Буранный полустанок» подберет для этого подходящее определение – манкурт, раб, лишенный памяти о родителях и своей жизни. И вот таких манкуртов, или рабов, растили в детских домах, а в это время расстреливали их отцов, а матери отбывали сроки в А.Л.Ж.И.Р.е.
Певец свободы
Весь ужас тоталитарного режима, нарушение самых священных прав навсегда запечатлел в своих произведениях Чингиз Айтматов. «Коснулась» власть и его семьи. Отец, видный политический деятель, предчувствуя беду, незадолго до своего расстрела отправил жену и детей в один из дальних аулов. Торекул Айтматов, отец писателя, был расстрелян в 1938 году, а дети еще двадцать лет выходили на полустанок в надежде, что он приедет. Эта личная драма во многом определила судьбу писателя. Парадоксально, но Чингиз Айтматов был удостоен множества наград СССР, его активно печатали. Все дело в том, что писатель умел мастерски скрывать свои мысли за ярким колоритом речи и фольклорными мотивами своей республики. Но каждая его работа – это крик, призывающий сбросить иго тоталитаризма и больше никогда к нему не возвращаться.
Взгляд заключенной
Об ужасах лагерей создано множество книг. На эту тему писали такие мастера, как Александр Солженицын и Варлам Шаламов. Но особого внимания заслуживает книга Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный», описывающая лагерную жизнь с точки зрения молодой женщины. Тамара Владимировна в интервью автору фильма рассказала, что в какой-то момент пребывания в лагере она поняла, что должна описать все происходящее. Это и стало делом всей ее жизни. Книга Петкевич была переведена на другие языки, по ней снят документальный фильм и даже поставлен спектакль. Режиссер фильма Дарья Виолина говорит, что ее жизнь разделилась на до и после прочтения воспоминаний Петкевич.
«Но ведь все эти события принадлежат к дням давно минувшим», - скажет кто-нибудь. Пусть так, но это не просто история, это урок, который должен был преподан всем поколениям и в особенности детям, чтобы в будущем они не допустили ничего подобного.