«Послереволюционный мейнстрим»
Термин «авангард» применяется ко всем видам искусства, в переводе с французского языка он означает «передовой отряд». По словам лектора Ксении Смирновой, научного сотрудника музея имени Щусева, специалиста по советской архитектуре, такого колоссального наследия авангарда, как в нашей стране, больше нигде нет. В Европе архитектура авангарда – это здания в стиле «функционализм», в России – это конструктивизм.
Исходя из названия направления, несложно догадаться, чему архитекторы уделяли особое внимание. Конструкции по большей части создавались из железобетонного каркаса, что отражалось на внешнем облике зданий. Архитектура конструктивизма тесно переплетена с событиями 1917 года. Конструктивизм стал стилем выражения новой жизни. После революции появилось множество организаций, которых не было прежде: дворцы культуры, коммуны, рабочие поселки. И все эти постройки создавались в новом стиле, для которого характерно отсутствие декора, ассиметричная композиция, чистые геометрические формы.
Коммунальное строительство
Особый интерес представляют новые типы жилья, где человеку отведено три квадратных метра для сна, все остальное время он проводит в общих помещениях. Примером такого жилья может служить дом-коммуна Николаева. Часто в то время архитекторы работали в условиях жесткой экономии пространства и средств. Дом-коммуна состоит из трех корпусов: общественного, спального и хозяйственного. Вместо комнат там существуют спальные ячейки, рассчитанные на двоих. Все, что туда помещалось – кровать и маленькая тумба. Также в каждой ячейке была система кондиционирования.
Кроме того, для строений в стиле конструктивизма характерны окна-иллюминаторы и ленточное остеклении, которое позволяло экономить свет. Учитывая, что конструктивизм отличается гиперпрактичностью, на крышах многих домов даже устраивали летние террасы и оборудовали места для приема солнечных ванн. Также появлялись дома, где были созданы жилые двух- и трехуровневые ячейки. При этом кухни как таковой не было.
Конструктивизм на свой манер
Настоящим памятником архитектуры XX века считается дом архитектора Мельникова, представляющий собой два цилиндра, сложенные из кирпича по специально разработанной технологии. Дом – это единое круглое пространство, а окна-шестигранники напоминают соты.
Бесспорно, конструктивизм в Москве активно развивался. В Санкт-Петербурге же он приобрел свои особенности: наличие арок и скошенных углов. До провинции новые веяния доходили довольно медленно, а местные архитекторы стремились «разнообразить» идеи столичных мастеров.