Воронежцам в театре завязали глаза и показали «Майскую ночь»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воронежцам в театре завязали глаза и показали «Майскую ночь»

8 июня 2014 / просмотров – 2065
Культура

В рамках театральной программы Платоновского фестиваля искусств в Камерном театре состоялся весьма необычный спектакль. Московский театр кукол предложил вниманию горожан постановку по мотивам повести Николая Гоголя, которую следует воспринимать…с темной повязкой на глазах.

"Видели ли вы украинскую ночь?"

Идея предпринять такой смелый творческий эксперимент пришла в голову режиссеру из Литвы Каролине Жерните. Спектакль построен не как зрелище, а как выверенная система ощущений: тактильных, обонятельных, вкусовых, – а также как досконально срежессированная полифония звуков. Миссия проекта – объединить в театральном зале слепых и зрячих людей, подарив первым полноту впечатлений от театрального действа, а вторым – уникальную возможность воспринимать спектакль, добровольно отказавшись от визуального ряда.
Чтобы восемь зрителей-участников, которых с завязанными глазами вывели на сцену и усадили на передвижные скамеечки, а также зрители в зале могли почувствовать всю красоту и мистику воспетой Гоголем украинской ночи, актеры предпринимали самые интересные и неожиданные ходы. «Незрячие» зрители пряли вместе с поющими украинские песни девушками, лепили из теста пирожки, вдыхали запахи живых цветов, вареной картошки и сала, и даже жевали горячие пирожки. Перекликаясь, актеры сновали между зрителями и передвигали их на скамеечках, создавая эффект полного погружения в живую, нестабильную реальность.

В мире звуков и ощущений
Колдовская атмосфера повести Гоголя, пожалуй, даже выигрывала от того, что разворачивалась только в звуках, порывах ветра и тактильных ощущениях, неожиданно и оттого до мурашек впечатляюще возникающих для зрителей в полной темноте. Скрежет железных когтей мачехи-колдуньи, обернувшейся страшной кошкой, прикосновение ее пушистого хвоста, ночные тревожные крики птиц и животных, брызги воды от всплеска играющих утопленниц-русалок…
По завершении спектакля, когда все маски были сняты, актеры предложили воронежцам поддержать традицию театра и обсудить то, что они испытали. Единогласно были высказаны исключительно восхищенные отзывы: участники, которые наиболее полно погрузились в действо, пребывая на сцене, отмечали, что с закрытыми глазами, оказывается, можно ощутить и испытать даже больше, чем мы получаем, глядя на мир открыто.
– Происходящее захватывает уже на первых минутах настолько, что забываешь себя, – поделилась эмоциями участница эксперимента Алевтина Чернявская, актриса драматического театра имени Кольцова. – Это гениальная и очень профессиональная работа. Это тот Гоголь, которого больше нигде не ощутить!

Приоткрывая завесу тайны
– В Воронеже очень аккуратный зритель, – поделились впечатлениями артисты. – Зрители на сцене как будто старались не мешать нам работать. У нас в театре зал поменьше, так что представление получается еще более камерным, интерактивным и домашним. К тому же приводят много детей от 10 до 12 лет, и им все интересно, поэтому их нельзя заставить молчать и «не кашлять» – они все равно будут громко удивляться и выяснять, что из чего сделано.
Актеры рассказали, что редкость на спектакле, когда зрячие с закрытыми глазами начинают что-то искать и щупать, как правило как раз слепые зрители более активны.
Евгений Ильин вспомнил, что во время подготовки спектакля первый раз надел маску и проходил в ней час.
– Когда я открыл глаза, я заплакал. Это ощущение катарсиса. Я понял, что не хотел оттуда возвращаться – там лучше. Точнее, иначе. Это факт – незрячие люди видят гораздо больше нас, воспринимая мир совершенно по-другому,– пояснил актер.
О перспективах интересного формата рассказала Наталья Мирная, актриса спектакля:
– Мы часто получаем просьбы поставить в таком же ключе другие произведения. Забавно, когда после «Майской ночи» мальчишки требую еще «Вия» – в восторге от «ужастиков». Еще просили Шекспира. Возможно, в будущем сезоне появится новый спектакль. Но пока мы не можем говорить об этом определенно, ведь Каролина Жерните очень востребована и занята сейчас. Она признается, что на стадии задумки она просто хотела попробовать, насколько возможно воплотить такой формат. А потом оказалось, что это так интересно и нужно, такой спрос – это было даже неожиданно.
Актеры также рассказали о том, как шел поиск звуковых эффектов, невероятно многочисленных и живых в спектакле:
– На начальном этапе мы будто сошли с ума, – с улыбкой вспоминает труппа. – каждый предмет пробовали «на слух»: как он стучит, булькает, шелестит, щелкает. А когда искали звук для сцены утопления – о, что мы развели в фойе театра… Ведра, тазики, лужи! Этот поиск тончайших, но важных акустических нюансов продолжается до сих пор.

Екатерина Чернова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели