Воронежцы освоили новую технологию планирования развития инфраструктуры современного искусства
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воронежцы освоили новую технологию планирования развития инфраструктуры современного искусства

2 июня 2014 / просмотров – 1323
Культура

На днях в Воронеже состоялся семинар и воркшоп федерального проекта «Искусство возможного». Его цель – создать образ грядущего российского искусства и сформировать в городах органичную среду для его развития. На воронежской встрече выступили куратор проекта Алексей Глазунов (консультант по игровым технологиям из Москвы) и известный в столице Черноземья и за ее пределами художник Сергей Горшков, а непосредственные участники события – инициативные горожане – разбились на рабочие группы и с помощью модераторов, объяснивших интересную игровую технологию «Микроскоп», составили «дорожные карты» для преобразований в местной городской среде.

Региональный срез

Семинары проекта состоялись уже в семи городах, в том числе Тольятти, Туле, Уфе и Воронеже. Следующий за воронежским семинар, восьмой, в Вологде, станет последним, после чего будет сформировано и опубликовано единое издание с методологией и выводами региональных исследований и планов в области современного искусства. По словам Алексея Глазунова, проект призван в том числе донести до управленцев на федеральном уровне идеи, живущие и требующие реализации в российских городах, а также позволить арт-сообществам каждого региона составить конкретный план дальнейших самостоятельных действий.

«Авторитетная» дискуссия

Завязкой для дискуссии послужили ролик от федеральных экспертов проекта и небольшая установочная лекция Сергея Горшкова (изначально в воронежской программе спикером должен был выступить ректор ВГАИ Эдуард Бояков, но он отказался от участия в мероприятии). В видео-послании Андрей Татаринов (политик, журналист и общественный деятель), дизайнер Игорь Гурович, драматург Михаил Дурненков и другие рассуждали о действии как основном качестве современного искусства, функции и положении творца сегодня, о стремлении художника заставить людей говорить в первую очередь о себе, о не о о своем искусстве, как тенденции, о сущности и перспективах акционизма в современном искусстве и многом другом. Стоит отметить, что ролик выполнил свою провокативную функцию и побудил воронежцев к дискуссии на тему авторитетов в творческом пространстве, сопряженности искусства и политики в прежние годы и сегодня, о свободе художника (сломлена ли она советским режимом?), схемах госфинансирования сферы культуры, цензуре и самоцензуре в творчестве.

Линия «Воронеж-Пермь»

В своей мини-лекции художник, арт-директор галереи «Х.Л.А.М.» Сергей Горшков рассказал о том, что в Воронеже периодически возникают интересные идеи по преобразованию городской среды, размещению на улицах произведений современного искусства. Однако не всякий художник может решиться на размещение своего объекта в таком беззащитном положении: нередки случаи вандализма. И все же Сергей Иванович уверен, что подобную практику нужно внедрять все более широко, и привел в пример Пермь, где несколько лет назад был реализован масштабный проект с привлечением художников из разных городов России. Во дворах появились трехметровые деревянные «красные человечки», а длинные бетонные заборы, ограждающие стройплощадки, украсили разнообразные граффити – от хохломской росписи до авангардных картин. Горшков уверен: это не намного дороже, чем оплатить просто покраску забора рабочими, но значительно выигрышнее для городской среды. При этом рассмотрением проектов художников, их продвижение «наверх» и утверждением там занимался в Перми активный и инициативный штаб, что тоже во многом обеспечило корректность реализации. Сергей Горшков отмечает, что эти преобразования потянули за собой другие – появился и экстрим-парк, и палеонтологический музей, и современный трамвай, и велодорожки. Но была и другая сторона «медали» – митинги против «заезжих варягов» за «сохранность облика пермского края» и не утихающие по сей день пересуды о стоимости проекта.

- Кроме того, сегодня многие художники боятся взаимодействовать с властными структурами, – добавил Сергей Горшков, возвращаясь к воронежским реалиям. – Сидят по мастерским, боясь агрессивного мира. Но сегодня есть и те, кто документально оформляет проекты и отправляет их в «недра госаппарата». Правда, рассмотрение там этих проектов может занять очень долгое время. В этом плане иногда хочется взять пример с уличных художников вроде Кирилла Кто, которые, не спрашивая разрешения, просто оставляют за собой на улицах шлейф искусства.

«Взнос в копилку развития города»

После лекции слушатели принять участие в создании «дорожной карты» развития инфраструктуры современного искусства в городском пространстве, которая маршрутизируется по лекалам технологии «Микроскоп»:

– Технология позволяет построить план реальных действий, «дорожную карту» или, иными словами, сценарий преобразования городской среды и сферы искусства на краткосрочный период – 1,5-2 года. Прозвучали предложения по организации мероприятий фестивального типа, создания ассоциации дизайнеров и многие другие. К 4 июня модераторы групп оформят выводы этой совместной работы, и этот отчет о выявленных тенденциях войдет в общую «методичку» по всем регионам, которая будет опубликована в августе-сентябре. Но и сама по себе дискуссия – взнос в копилку развития нашего города, ведь инициативные люди познакомились, поделились идеями и, возможно, решатся на совместные действия, – рассказал один из организаторов встречи в Воронеже, креативный директор агентства социальных инноваций Brosco Илья Бейлин. Собеседник «ГЧ» добавил, что дискуссии и лектории, касающиеся городской среды, искусства и урбанистики, проходят в Воронеже регулярно – в частности, это встречи «Город и идентичность» в книжном клубе «Петровский» и другие события, проходящие не реже раза в месяц.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели