«Пространство Земли – это пространство языка. Без знания языка невозможно понять китайскую культуру», - говорит необычный гость. Толкование древних мистических текстов требует особой сноровки и внимательности. Многие вещи из китайской мистики и философии перекликаются с другими известными религиозными трактатами. Например, Книга Перемен начинается так же, как еврейская Тора.
Понять до конца эту высокую философию подчас не могут даже сами китайцы. К сожалению, часть знаний утрачена навсегда. Бронислав делится своим впечатлением от работы над Книгой Перемен: «Иногда кажется, что еще чуть-чуть и разгадаешь тайну, но она опять ускользает, как некий дивный аромат. А потом задумываешься, разве можно говорить с лягушкой в колодце о небе».
Виногродский напомнил присутствующим, что в мире нет абсолюта. Не существует правды, есть только правдоподобие. Это заметно отражается в китайском языке: вместо слова «точный» китайцы используют «примерный», «приблизительный». Все слишком взаимосвязано и слишком подвержено изменениям, чтобы можно было что-то сказать точно.
Как исследователь языка Виногродский привел любопытный пример того, что значения многих слов сливаются. Например, «чувствовать» и «ощущать». Немногие видят разницу. Глагол «чувствовать» происходит от «чуять», «ощущать» - от «щупать». Таким образом, эти два слова описывают совершенно разные формы восприятия. Западу свойственно постигать мир через зрение и осязание, Востоку – через слух и обоняние. Запад видит только оболочку, а Восток проникает в суть вещей, «слышит гармонию мироздания». Этому учит китайский трактат «Дао де дзин».
Рассказал Виногродский и о том, как впервые основал чайный клуб. «Для меня тогда это было оптимальное пространство, в котором можно работать, некая лаборатория. Сейчас я с интересом наблюдаю, как развивается культура чайных клубов в России».
Встреча была настолько необычной, что некоторые даже забывали закрывать раскрытые от удивления рты. То, о чем аудитория только догадывалась, к чему только интуитивно подходила, Бронислав облек в словесную форму, тем самым приоткрыв завесу тайны над культурой Востока.
Для полного погружения Виногродский сыграл на этнических инструментах, разновидностях духового инструмента «сюнь». А вернула аудиторию из смутного мира грез испанская гитара и Бронислав, распевающий вполне себе жизненные песни на русском.
СПРАВКА ГЧ:
Книга Перемен – основополагающий мистико-философский трактат Китая. Главная мысль книги – идея изменчивости. Первоначально она использовалась для гаданий, в этом качестве она используется и поныне — для исследования ситуаций и решения проблем как простыми людьми, так государственными лидерами. Трактат оказал влияние на философию, математику, медицину, политику, стратегию, живопись, музыку и другие формы искусства.