Вячеслав Гайворонский: «Культура не должна приносить деньги»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Вячеслав Гайворонский: «Культура не должна приносить деньги»

14 апреля 2014 / просмотров – 1364
Культура

Что такое звук? Нужны ли ассоциации для понимания музыки? Об этом и многом другом в Академии искусств воронежцам рассказал известный российский музыкант и композитор Вячеслав Гайворонский.

Ассоциациям нет
По словам Гайворонского, слушать и понимать музыку – совершенно разные вещи, и любить музыку – это тоже несколько другое. Музыкант приводит пример с Бахом. Многие говорят, что любят его музыку, однако подавляющее большинство скорее любит его авторитет. Чтобы понять музыку, необходимо воспринимать ее, минуя ассоциации. Только так слушатель сможет проникнуть в канву музыкального произведения. «Если ассоциации и необходимы, то только для того, чтобы от них отказаться», – говорит Гайворонский. По его мнению, ассоциации затрудняют понимание любого искусства. Сам композитор смог понять музыку Баха только после прослушивания индийской раги (медитативная мелодия, основанная на одном звуке – прим. ред). Кстати, Гайворонский считает, что умение созерцать значительно помогает в осмыслении музыки.

Исследования звука
Композитор также рассказал собравшимся об исследованиях, в ходе которых были получены данные, что звук не синусоида, он максимально приближается к сфероиду. Музыка же – это ритуал, позволяющий избавиться от мысли формой. В ритуале нет мелочей, все имеет значение. Интересно, что любой музыкальный шедевр, как считает композитор, это хорошо продолженный один звук. Для создания таких шедевров очень важна связь с корневой культурой, без которой немыслимо духовное существование человечества. Одно из начал музыки – состояние, в котором творит автор. При этом желание понравиться – это что-то вроде дурного тона.
Свои идеи касательно музыки, ее сочинения и понимания Гайворонский проводил на экспериментальном курсе при одном из театральных вузов. В группу были набраны студенты-актеры и студенты-музыканты, на этом соотношении и выстраивались занятия. С музыкантами делался упор на композицию, а с актерами на изучение пения, инструментов, форм и их проекции в пространство. Часто студенты разыгрывали различные модели. Например, одним из заданий был поиск настоящей «корневой» сказки.
Гайворонский обмолвился, что сейчас ведутся переговоры с Академией искусств, и возможно в ней появится подобный курс.

Импровизация после композиции

Музыкант поведал, что своим предназначением считает написание музыки. Помимо этого у него есть еще несколько интересных проектов, один из которых посвящен советской песне 30-ых годов и создан совместно с Кондаковым и Волковым. Поделился Гайворонский и своим видением современной импровизационной музыки. По его мнению, в ней культивируется процесс, постоянный поиск. Однако Гайворонский считает, что на первом месте должна стоять композиция, а на втором импровизация. Музыкант отметил, что сейчас происходит резкая поляризация музыки: с одной стороны популярная музыка, с другой – интеллектуальная. Часто авторы и той, и другой стремятся заработать как можно больше денег. Гайворонский же считает, что культура и музыка в частности не должна приносить деньги, это «плохой тон».

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели