Разработчики законопроекта предлагают вернуть до 2023 года предпринимателям, заключившим концессионные соглашения, право на вычет НДС по товарам, которые приобретены для реализации проектов по строительству или реконструкции автодорог с использованием субсидий из бюджета.
Дело в том, что раньше сумма возмещаемого НДС учитывалась как один из источников финансирования проекта, но осенью прошлого года в Налоговый кодекс были внесены изменения, которые запретили налоговый вычет на товары и услуги, оплаченные за счет субсидий или бюджетных инвестиций. Из-за этого бизнес лишился льготы с 1 января 2018 года и сейчас обязан платить НДС, а тот, кто в этом году уже получил вычет, обязан вернуть деньги. Это существенно ограничило возможности бизнеса, потому что из-за необходимости платить НДС образовалась нехватка средств на реализацию самого проекта.
При этом речь идет об уже действующих проектах, в которые предприниматель вошел на одних условиях, а потом «правила игры» поменялись, добавив ему серьезные затраты в виде НДС. Поэтому предлагаемые законопроектом изменения в первую очередь касаются тех компаний, которые заключили концессионные соглашения до 1 января 2018 года, то есть до начала применения новых правил взимания НДС при привлечении бюджетных инвестиций, и получили налоговый вычет. Им законопроект дает право не возвращать деньги в бюджет.
К тому же, по концессионному соглашению, если федеральные законы приводят к увеличению налоговой нагрузки или ухудшению положения предпринимателя, государство обязано принять меры, обеспечивающие окупаемость его инвестиций. То есть, чтобы бизнес, заключив концессионное соглашение с государством, даже при изменении законодательства получил от этой сделки доход не меньше запланированного. Поэтому возрастают или затраты регионального бюджета на строительство и ремонт дорог или стройка затягивается на неопределенный период. Поэтому документ также направлен на снижение нагрузки на регионы при реализации инвестиционных проектов и более активное применение этой формы партнерства с бизнесом для модернизации и развития инфраструктуры.
Закон должен вступить в силу через месяц после его официального опубликования и затронуть правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Фактически, это дополнительная форма субсидирования предпринимателей, реализующих социально важные проекты по строительству дорог.