Эта постановка появилась благодаря череде случайностей. Драматург Фрейзер Грейс, который интересуется историей России, создал пьесу по мотивам произведения нашего земляка. Режиссер Пол Борн, уже сотрудничавший с Грейсом, взял ее и решил поэкспериментировать. Эскиз спектакля показали на одной из театральных лабораторий в Кембридже. И его авторы до сих пор недоумевают, как об этом узнала дирекция Платоновского фестиваля. Однако вскоре раздался звонок, и англичанам предложили приехать в Воронеж. Таким образом, эксперимент перерос в полноценный спектакль. Его подготовили специально к международному форуму искусств. Премьера состоялась вчера на малой сцене театра драмы имени Кольцова. Сегодня вечером – еще один показ.
«Я прочитал рассказ «Река Потудань» много лет назад, и он затронул струны моей души. Зацепила некая странность и необъяснимость этого текста, – вспоминает Фрейзер Грейс. – Платонов – великий писатель, но у меня не было какого-то особенного трепета и благоговения, когда я работал над пьесой «Блаженство». Благодаря этому удалось избежать глобальных проблем с текстом. Я не ставил задачу сделать пересказ, углубляясь в историю, я пытался передать внутренние переживания героев, интерпретировать их, дать оценку».
Фрейзер проделал огромную работу, подчеркивает режиссер Пол Борн. В «Блаженстве» много деталей, взятых из «Реки Потудань», но есть и существенные различия. Прежде всего, это история двух людей – Никиты и Любы, испытаний, через которые им пришлось пройти, любви...
«Я в восторге от мысли, что два человека остаются вместе несмотря ни на что, – признается Пол. – Главный герой – Никита – оказывает благотворное влияние на окружающих. В нем есть человечность. И вместе с Любой они умудряются перенести голод, выжить и сохранить свою любовь – это самое главное. Спектакль начинается с фразы девушки «Ты принес еду?», а заканчивается словами «Позволь мне согреть тебя…». Герои проходят этот путь, и потребность в еде сменяет жажда душевного тепла».
Декорации спектакля максимально аскетичны. Используются обычные деревянные поддоны, из которых «собираются» дома, заборы, кровати, стол, печка….
«Идея родилась в Праге. 4 года назад я был на фестивале, увидел конструкцию из паллет и решил сделать что-то подобное, – рассказывает Пол. – В этом спектакле они пришлись как нельзя кстати, так как через них видно все, что происходит на сцене. Паллеты воронежские, нам не пришлось везти их с собой».
В Великобритании, как выяснилось, довольно велик интерес к русской культуре, поэтому у спектакля «Блаженство» – большое будущее. После российской премьеры его увидят зрители Кембриджа, а в 2020 году Грейс и Борн планируют показать постановку в Лондоне и организовать гастроли по родной Англии.