«Сегодня слово так обесценилось, что можно соврать, не задумываясь, или не сдержать его, – объяснял в одном из интервью режиссер постановки Сергей Землянский. – Приходишь в театр, слушаешь и даже не понимаешь, что говорят артисты. Такое ощущение, что они порой и сами до конца этого не понимают. Я иду на спектакль, чтобы что-то почувствовать – и наталкиваюсь на стеклянную стену, через которую невозможно пробиться. А мне хочется, чтобы люди испытывали эмоции. Чтобы в них «попадало».
Работы без слов – визитная карточка Сергея. В Московском драматическом театре имени Ермоловой идет молчаливый «Ревизор». На сцене Иркутского драмтеатра – «Холстомер». В ТЮЗе Екатеринбурга – «Кот в сапогах». И это первый спектакль Землянского для детей. 5 декабря ему исполнится год.
«С каждым показом он раскрывается все больше, начинает играть новыми красками. К нам часто приводят совсем маленьких зрителей, хотя на афише написано 4+. Раскаты грома, яркие визуальные эффекты действуют на детей впечатляюще. Я наблюдаю за залом и вижу, что малыши сопереживают и не испуганы. Подросткам нравится пластика, биткоины, звуки большого города. Спектакль пользуется колоссальным успехом и у взрослых., – рассказывает директор Екатеринбургского ТЮЗа Евгения Умникова. – Сергей Землянский – основоположник пластической драматургии. Это не хореография в чистом виде. Это пластика, мимика, танцевальные приемы и музыкальные возможности, которые демонстрируют драматические актеры. Им было нелегко, но очень интересно. Выручило то, что ребята в прекрасной физической форме, следят за собой и постоянно тренируются. Каждая репетиция начиналась с разминки. Нагрузка была настолько сильной, что некоторые даже похудели. Но работать с Сергеем труппе понравилось, как и всем цехам театра. Мы рассчитываем, что этот режиссер поставит у нас что-то еще».
Сюжет сказки Шарля Перро, старинные костюмы и декорации мегаполиса. В спектакле много уровней и смыслов. Но Землянский уверен: при покупке билетов зрителей нужно предупреждать, что «Кот в сапогах» без слов. А вот давать либретто перед началом совсем необязательно. Дети сами могут домыслить и дофантазировать. Иначе будет все слишком просто и однозначно.
«Мне нравится эта история, ее образность, темп, все, что происходит на сцене, – не скрывает Евгения Леонидовна. – Ведь что нужно зрителям? Хорошее произведение, оригинальная идея режиссера и ее блестящее воплощение. Чтобы – ах! – и глаз не оторвать».
Актеры приходят как минимум за час до спектакля: разминаются, наносят грим, переодеваются, прикрепляют головные уборы... Красивой и легкой истории предшествует тщательное перевоплощение. Некоторые ребята играют по несколько ролей. И определить, что сдержанный монохромный житель мегаполиса и веселая яркая цветочница – один человек, невозможно.
Сегодня благодаря фестивалю МАРШАК красочный спектакль без слов смогли увидеть воронежцы. Завтра, 1 ноября, он будет показан еще два раза – в 12:00 и 17:00. Обязательно посмотрите, в наших театрах таких постановок еще не было!
Информационный партнер фестиваля МАРШАК – еженедельник «Галерея Чижова».