Адольф ШАПИРО, режиссер, театральный педагог, профессор:
– Мне бывает очень тяжело в Воронеже потому, что на улицах мимо меня ходят люди, которые не знают, как много я сделал для этого города. Однажды мне написала письмо Мария Осиповна Кнебель и рассказала, что у нее есть замечательный ученик Михаил Бычков. Но так случилось, что я работал в Риге, а он поехал в Барнаул и оттуда писал мне много писем. Он очень хотел приехать ко мне в театр, и я этого хотел. Но не получилось. Потом он уехал в Иркутск, встречался с великим русскими писателями, до меня доходили истории об этих встречах… Ему было нелегко, но я ничем не мог помочь. И вот я думаю: чтобы было бы, если бы я ему помог? Это было бы ужасно! Потому что Россия и Латвия стали независимы друг от друга, Миша бы не был в Воронеже и не создал этот замечательный театр. Именно поэтому я так много сделал для вашего города. Мое отношение к Михаилу Бычкову прошло от интереса через уважение к восхищению. Я вижу много патриотов по телевизору, а чтобы вот так, вживую… Он патриот своего города, театра и земли, на которой живет.
Андрей БОРИСОВ, директор Пермского театра оперы и балета:
– Я чувствую себя как свой среди чужих и чужой среди своих, так как являюсь директором музыкального театра – это другое. Что касается драматического, я его знаю худо, поэтому изображать из себя что-то было бы странно. Но разве театр создан только для профессионалов, и только они должны смотреть и давать некие оценки? Нет! Я видел немного спектаклей Камерного в Москве на фестивале «Золотая Маска» и был потрясен. Поскольку я неофит, у меня реакция не от головы, а от сердца. Я воспринимаю спектакль таким образом: «Идут ли мурашки от того, что ты видишь? Наворачивается ли слеза?» У меня все это было. У специалистов есть такое понятие как герменевтика – искусство извлечения смыслов из текстов. Режиссер должен дешифровать текст. И спектаклям Бычкова присуще герменевтически точное попадание и смыслоизвлечение. К слову, пригласить на юбилей конкурирующую контору – вещь аномальная. У вас – знаменитый Платоновский фестиваль, у нас – Дягилевский. Мы друг за другом наблюдаем. И у меня есть предложение: давайте сделаем что-то совместное и удивим Россию!
Борис АЛЕКСЕЕВ, художественный руководитель Никитинского театра:
– Из 25 я проработал в Камерном 11 лет. Для меня это была актерская школа и даже институт. Я попал в театр в конце второго курса, первым моим спектаклем стал «Журавль» Петра Шерешевского. 11 лет прививания вкуса к профессии, слову, любви к театру и не только с актерской точки зрения! Во мне накопился опыт руководителя. И я получил наследство в виде маленького, но уютного пространства в ДК Железнодорожников, которое сейчас занимает Никитинский театр. Мы создали его вместе с моей женой Ирой. Она тоже имеет отношение к Камерному. Как музыкальный руководитель работала с «Игроками», «Одноклассниками» и «Кабалой святош».
Анастасия ЧЕРНОВОЛОС, солистка Воронежского театра оперы и балета:
– Я счастлива знакомству и, не побоюсь этого слова, дружбе с прекрасным Камерным театром. Я счастлива, что вы называете меня коллегой, хотя оперное и драматическое искусство немножечко разнятся. Но в современном мире мы становимся все ближе. Я счастлива нашей совместной работе. Мне посчастливилось взаимодействовать с Михаилом Бычковым при постановке оперы Моцарта «Дон Жуан» и это было потрясающе! Я никогда не соглашусь, что для оперы нужен специальный режиссер – это не правда. Должен быть талантливый, профессиональный человек, такой, как Михаил Владимирович.
Эмиль КАПЕЛЮШ, театральный художник:
– 20 лет вы прожили очень достойно в очень странных условиях, будучи частью ДК Железнодорожников. Там были разные кружки, выставки, а театр мог существовать лишь на правах гостя. Вы сделали чудо! Смогли сохранить себя в мире, который не был расположен к тому, чтобы там возник уникальный, единственный в России, особенный театр. То, что появился этот дом, в котором мы находимся сейчас – это заслуга всех, кто тогда работал в тяжелых условиях, Миши Бычкова, Олега Ткаченко... Помню, что я иногда задавался вопросом по поводу туалета (он находился в другой части здания). Для меня, как для приезжего художника, это была сложная процедура, и надо было сосредоточиться, чтобы найти дорогу и туда, и обратно. А они, тем не менее, занимались искусством!
Георгий ЦХВИРАВА, главный режиссер Омского театра драмы:
– Я родственник этого театра. Мы с Михаилом Владимировичем родились в один месяц. Учились у Марии Кнебель. Я ему благодарен, что сделал в Камерном 5 спектаклей и на той, и на этой сцене. Я люблю ваш город, замечательную публику, театр и потрясающих артистов. Думаю, это намоленное место и, дай Бог, чтобы здесь было много интересных работ и появлялись все новые формы!
Алла БОТНИКОВА, ученый-филолог, литературовед, соавтор книги «Театр Михаила Бычкова»:
– Я знаю театр Михаила Бычкова с момента его возникновения. Отлично помню, чтобы было 25 лет назад. Это был прекрасный вечер, обещавший очень многое. И все обещания выполнены.
Бронислав ТАБАЧНИКОВ, искусствовед:
– За что я люблю Бычкова? Где бы он ни сидел, над его головой всегда потрет Марии Осиповны. А она ученица Станиславского, и этим все сказано! Станиславский – Кнебель – Бычков. Из этого вытекают две особенности Камерного театра. Первая – безупречный репертуар. Никогда никому ни одной уступки! Репертуар высшего литературного свойства. Ни одной проходной вещи! И вторая – потрясающая режиссура. Ни одного спектакля режиссерски провального не было. А еще прибавьте к этому замечательную труппу, воспитанную Бычковым.
Марина ДМИТРИЕВСКАЯ, главный редактор «Петербургского театрального журнала», критик:
– То, что во время Театральной олимпиады, где показывают мировые шедевры, я в Воронеже, а не в Петербурге, говорит о многом. Михаил Владимирович часто спрашивает: зачем вы так длинно пишите? Все просто: мы хотим оставить в истории прекрасное искусство. Он считает, что, если это прочитают зрители, никто в театр не пойдет. Это не так. Видеозапись ничего не оставляет, а мы – да. Какой театр хороший для критика? О котором интересно писать. Последние годы я постоянно – и длинно, и коротко – пишу о спектаклях Камерного. Это градообразующее предприятие. Я не знаю в России больше театра, который бы родился, выстоял, построился и вокруг себя организовал гигантскую культурную жизнь. Который бы так экстенсивно развивался. Я поражаюсь энергии, уму и вкусу худрука Бычкова. А еще я очень хорошо понимаю судьбу Камерного как бы изнутри, потому что «Петербургскому театральному журналу» на 2 года больше – нам будет 27. И что такое родить, а потом растить и тянуть на себе все это дело я понимаю мышцами и нервами. С другой стороны, Камерный – это абсолютная сбыча мечт, российская театральная сказка. Я имею в виду этот дом, который театр получил к 20-летию. Теперь по его подобию строятся другие театры. Это всероссийский образец того, как можно делать театральное дело и как когда-то заштатный Воронеж стал театральной столицей.
Те, кто не смог приехать на юбилей, прислали телеграммы и поздравительные письма. Среди них Владимир Гурин и Большой Театр из Москвы, «Приют Комедианта» из Санкт-Петербурга, Псковский театр драмы имени Пушкина, Новосибирский «Красный факел» и многие другие учреждения культуры.
Алексей ГОРДЕЕВ, зампред правительства РФ:
– С момента создания коллектив четко определил свою гражданскую позицию, которую отличает честное и бескорыстное служение искусству. Все эти году театру удается создавать яркие, интересные спектакли, востребованные зрителями. Отрадно, что в коллективе прописалась неиссякаемая потребность в смелых экспериментах и неожиданных художественных решениях. Уверен, что и в дальнейшем театр будет способствовать укреплению и приумножению воронежской актерской школы, а арсенал его достижений еще неоднократно пополнится «Золотыми Масками».
Александр КАЛЯГИН, председатель Союза театральных деятелей РФ:
– Воронежский Камерный театр – один из самых известных и интересных в России. Это тот редкий театр, который развивает свое художественное направление, имеет свой стиль и лицо. Его спектакли получают премии и награды, участвуют в самых разных престижных фестивалях, но самое главное они давно и навсегда завоевали любовь зрителей не только Воронежа, но и далеко за его пределами. А началась эта история с того, что еще молодой и талантливый режиссер Михаил Бычков решил организовать театр. На его пути было много трудностей, но была воля, мастерство и точное понимание, каким должен стать новый театр, какое место он займет в культурной жизни Воронежа, а потом и страны. Все получилось! Была собрана прекрасная труппа, команда профессионалов и вот сегодня вы празднуете первый официальный юбилей. Уже много сделано, много вершин достигнуто, много побед одержано, но еще есть молодая энергия, азарт творить дерзко и ярко!