– Впервые зрители познакомились с этой работой три года назад. Почему премьера состоялась только сейчас?
– Когда пьесу в 2016-м показывали на # СИТО, она была только написана. Мы играли ее в фойе драмтеатра, и зрители откликнулись на эту историю удивительно эмоционально, с жаром. Каждый соотносил ее с собой. Работа над спектаклем шла долго, сложно и с перерывами. Мы все время меняли подход к этому произведению. Из фойе переместились в малый зал и поняли, что вообще не важно, где это происходит, главное – текст. Несмотря на то, что все вроде бы понятно, история подана в очень яркой форме. Нам удается посмотреть на отношения в семье со стороны, получить некое обобщение, ответить на вопросы: «Почему люди не могут понять друг друга?», «Почему они не расстаются, если жить вместе так сложно?» С точки зрения терапии получается интересный эффект.
– Иван Вырыпаев считает, что это «комедия, которая показывает, как может быть достигнут положительный результат». Но ситуация, обыгранная в пьесе, скорее напоминает бытовую драму…
– Явного бытовизма там нет, мы попытались сделать спектакль максимально сдержанным, лаконичным, чтобы зрители обратили внимание на слова. Наша главная задача – донести звучание текста. Чтобы люди вслушивались в него и слышали самих себя. Думаю, у некоторых, кто читал «Солнечную линию», наступало отторжение. А мне бы не хотелось, чтобы зрители пугались текста. Иван – автор поэтический, у него очень интересные фразы, петли, рефрены. Его пьесы, как он сам говорит, не для чтения, а для исполнения в театре. Ведь, по большому счету, люди так не общаются, это некая поэтизация ссоры. Мы разговариваем более рублено, менее красиво, используя минимум метафор. «Солнечная линия» – это фантазия на тему семейного скандала, литературный этюд. Вырыпаев всегда ставит задачу изобретения нового типа театра и мне близок его взгляд на жизнь, его желание поэтизировать реальность, его юмор.
– Почему на главные роли вы пригласили Алевтину Чернявскую и Евгения Баханова?
– Я уже работал с ребятами над одним из моих первых спектаклей в Воронеже «Как я стал». Мне нравится этот тандем. В пьесе, где всего два актера, они могут создать ансамбль не очень благополучной пары. Подчеркнуть достоинства друг друга. У нас красивые герои – высокие, стройные полубоги, которые выясняют отношения на волшебной кухне где-то на Олимпе…. Спектакль требует очень плотного партнерства, все нюансы надо слышать, понимать, видеть и жить внутри этого. Каждый раз они играют по-разному и за этим очень интересно наблюдать. Для меня идеальная постановка, это когда люди просто ходят по сцене, разговаривают и кажется, что вообще никто ничего не режиссировал.
– И Барбара, и Вернер отстаивают свою позицию. На чьей стороне вы?
– Как мужчина я ощущал, что герой все-таки более логичен, его поступки сбалансированы. А наш помреж Валя Солодских, наоборот, отстаивала позицию Барбары, и это было очень трогательно: «Все, что она говорит – не ерунда. Наша героиня - леди и ведет себя соответствующе». В этом как раз и есть мастерство драматурга: точка обзора меняет акценты. Вернер в конце уступил и был прав или Бабара добилась своего, додавила и закончила спор?
– Наверное, вы стали экспертом в семейных отношениях и научились улаживать конфликты?
– В том-то и сила театра, что это не школа и не тренинг. Мы даем рамочную конструкцию, и уже от зрителей зависит, что они в нее вложат и какие выводы сделают. Наша цель – увеличить количество любви. Показать, как важно слышать друг друга. Он же в конце концов все-таки говорит слова, о которых она так мечтала: «Да ты, моя дорогая, просто брильянт!» Я уверен: если один человек услышит другого, солнечная линия, которая их разделяет, исчезнет, и люди смогут быть вместе.
– Кого, на ваш взгляд, заинтересует эта история?
– Спектакль не только для супружеских пар, но и для тех, кто еще не связан узами брака. Он сложен, требует внимания, поэтому хочется, чтобы зрители приходили в театр максимально открытыми. Тема семьи – очень важная и касается каждого из нас. «Солнечная линия» будет интересна всем, кто любит хорошую, необычную драматургию. К тому же спектакль обладает терапевтическим» эффектом – дает возможность «прожить» сложную ситуацию вместе с персонажами, чтобы впоследствии не попасть в нее.