Новый театр решился на эксперимент
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Новый театр решился на эксперимент

22 декабря 2020 / просмотров – 1783
Культура

С начала своей деятельности ребята идут собственным путем. Основу репертуара составляют документальные спектакли, которым предшествует долгий кропотливый труд: сбор информации, анализ, обработка. Поэтому работа с классическим произведением для Нового театра – вызов самим себе, попытка попробовать что-то иное.

«Я – это моя память»

«Для кого-то классика – основа основ, а для нас – эксперимент, – подтверждает режиссер Виктория Шаламова. – В нашем театре уже сложился достаточно полноценный репертуар. Помимо документальных спектаклей, есть детский и даже иммерсивный – тоже достаточно нестандартный жанр, а вот классики еще не было. Мы решили внести разнообразие и испробовать что-то новое».

Спектакль «Тургенев. Не Му-му. По мотивам повести «Вешние воды» сделан в привычном для коллектива ключе. Авторская музыка Елены Нежельской, хореография Марии Фроловой и текст.

«Мне кажется, данный материал близок нашей команде. Это история человека, который прожил жизнь и в конце огладывается на нее, пытаясь переосмыслить, – поясняет Виктория. – Жизнь – всего лишь мгновение. В последнее время мне стали приходить мысли о ее мимолетности, важности правильного выбора, последствиях тех или иных решений, которые мы принимаем. Это наш опыт, то, что нас наполняет. Я нашла очень важную для себя фразу, которая отражает суть спектакля: «Я – это моя память». Все мгновения, которые на первый взгляд не имеют значения, на самом деле неспроста. Наша жизнь состоит из мелочей, которые складываются в пазл».

Тургеневское кружево

Если бы «Вешние воды» были пьесой, изначально написанной для сцены, поставить это произведение было бы проще, но это повесть.

«Я не ищу легких путей, меня привлекает проза, – признает режиссер. – Тургенев плетет кружево, и нам надо было найти определенное художественное выражение для этой истории, соединить пластический и драматический язык. Текст маслянистый, начинаешь разбирать его и утопаешь… Нужно что-то вырезать, убрать, а написано таким слогом, что это просто невозможно. В этом была сложность, но мы ее преодолели. Пьеса – это скелет. Проза – основа для сценического воплощения, атмосфера».

Передать дух времени, эстетику ХIX века призваны костюмы героев, созданные Юлией Рубан, и даже… хореография.

«Пластика – неотъемлемая часть спектаклей Нового театра. Она присутствует всегда, где-то больше, где-то меньше. В документальных постановках – современные элементы, в «Тургеневе» – стилизация. Это наша первая работа, в которой есть конкретные временные рамки, – комментирует хореограф Мария Фролова. – Я постаралась передать свое впечатление, полученное после прочтения «Вешних вод». В спектакле много фантазийных мест. К примеру, сны, которые отыгрываются пластикой как переходы между событиями».

Любовь, страсть и предательство

Новую постановку ребята готовили примерно три месяца. Драматические и пластические сцены репетировали по отдельности, а потом соединяли, вплетая друг в друга. Три дня перед премьерой были особенно напряженными – собирались по ночам, стремясь довести спектакль до совершенства.

«Спустя время Тургенев воспринимается по-другому, – уверен актер Никита Шершнев. – Он не скучный, не нудный, а интересный. С возрастом появляется желание перечитать все, что не оценил в школе».

Никита играет главного героя – 22-летнего Дмитрия Павловича, который попадает в любовный треугольник.

«Он не обременен бытовыми вопросами, ведет себя свободно, но при этом до встречи с Джеммой никогда не испытывал подобных чувств. Для него, как и для нее, это первая и поэтому такая яркая любовь. Эмоции переполняют, а что с ними делать – непонятно, – говорит Шершнев. – В дальнейшем, когда Дмитрий знакомится с Полозовой, срабатывает животный инстинкт, им овладевает страсть. Мария Николаевна – очень умная женщина в житейском плане. Фактически она манипулирует им, а он не замечает, а когда осознает это – его мир рушится. Он понимает, что предал много людей, никому толком не нужен и одинок».

В ходе работы над ролью, выяснилось, что у Никиты и Дмитрия Павловича есть много общего.

«Я сталкивался с такими женщинами и с подобным отношением, – не скрывает актер. – В некоторые моменты ты не понимаешь, что происходит, и тебя это полностью забирает. Поэтому мне понятны те или иные действия, которые происходят в процессе повествования».

Между двух огней

«Показав человека, который разрывается между любовью и страстью, завладевшей его разумом, мыслями, телом, мы подняли невероятно актуальную тему, – считает актриса Мария Конотоп, воплотившая образ коварной соблазнительницы Полозовой. – Это история про внутренний стержень, характер, силу воли. Наверное, каждый из нас когда-то стоял перед выбором между тем, что действительно дорого, и тем, что несет некий соблазн. Думаю, спектакль по мотивам повести «Вешние воды» будет близок и понятен нашим зрителям независимо от возраста. Мы интерпретировали классический текст в свое высказывание, создали фантазию на заданную тему».

Мария Николаевна любит власть, хочет, чтобы ей подчинялись, знает, как влюбить в себя мужчину. Чтобы сыграть ее, Конотоп пришлось уйти от своей органики и привычной пластики.

«Для меня это порушенная в прошлом женщина, – добавляет актриса. – Ее обидели, и она надела маску абсолютно холодного человека, который идет до конца, несмотря ни на что. Нащупать в себе это звериное желание было трудно. Полозова тоже на эмоциях, руководствуется чувствами, но я теплее, а она замороженная, как Снежная королева».

Антагонист роковой женшины – Джемма – юная, наивная девушка, которая знает о жизни только со слов мамы. Ее образ воплотила актриса и хореограф Мария Фролова.

«Внутренне противостояние начинается, когда в Джемме просыпаются чувства, – рассказывает она. – Моя героиня не задумывается о последствиях, ей важна искренность. Она открывается господину Санину, видя в нем привлекательного, достойного человека. Я уверена: любая постановка – это повод открыть неизведанные грани. Благодаря Тургеневу, его поэтическому языку, я нашла в себе достаточно много нового и интересного».

Почему «не Му-му»?

Одна из задач труппы – увлечь зрителей и предложить переосмыслить творческое наследие классика. Во многом ради этого в название вынесено ироничное уточнение «Не Му-му».

«Когда мы взяли «Вешние воды» и стали общаться с читающими, подготовленными людьми, театралами, выяснилось: с Тургеневым мало кто знаком. Даже те, кто, казалось бы, должен знать его книги, – признает режиссер Виктория Шаламова. – Я читала много дополнительной литературы и, действительно, существует мнение, что Тургенев забыт в России, потому что жил и печатался за границей. Он остается неизученным и, благодаря школьной программе, ассоциируется только с «Му-му». Мы же хотим изменить отношение к этому автору».

Партнер Нового театра – Центр Галереи Чижова – центр поддержки культурных инициатив.

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели