На воронежском предприятии электроракетные двигатели стали создавать в 2012 году. Через год, в 2013-м, приступили к разработке ионного: произошло это после того, как КБХА выиграло конкурс Министерства образования и науки РФ, получив субсидию на организацию высокотехнологичного производства. Проект, который был представлен воронежскими специалистами, назывался «Создание высокотехнологичной производственно-испытательной базы для разработки, стендовой отработки и промышленного производства электроракетных двигателей нового поколения». Цель государственной поддержки, которую получили победители – развитие кооперации производственных предприятий, российских вузов и государственных научных учреждений. Именно поэтому у каждого проекта было два исполнителя: например, партнером КБХА стал НИИ прикладной механики и электродинамики МАИ, где и проводили «московскую» часть испытаний. В Воронеже они прошли на специальном вакуумном стенде и подтвердили соответствие параметров двигателя характеристикам, заложенным в техническом задании. Как заверили в КБХА, работы будут продолжаться: в частности, запланировано проведение серии новых огневых испытаний для наработки ресурса и проверки стабильности подтвержденных характеристик при длительной эксплуатации.
– В последние годы электроракетные двигатели, в отличие от жидкостных (ЖРД), разработкой которых специалисты КБХА занимаются уже более полувека, стали новым направлением в деятельности предприятия, – объясняет пресс-секретарь «Конструкторского бюро химавтоматики» Александр Кажикин. – Агрегаты, предназначенные для использования в составе космических аппаратов, способны решать несколько задач: коррекцию и стабилизацию рабочей орбиты спутников, их вывод с низких на высокие орбиты, а также осуществление полетов в дальний космос.
Стоит отметить, что несмотря на то, что создание электроракетных двигателей (ЭРД) достаточно ново для предприятия, за короткий период времени удалось добиться значимых результатов. Так, эксперты отрасли, давно занимающиеся в нашей стране тематикой ЭРД, были удивлены тем, что ионный двигатель разработки КБХА, проходивший испытания в Московском авиационном институте, с первого раза подтвердил весьма высокие заложенные характеристики.
НА ФОТО: Инженер-конструктор КБХА Павел Дронов с ионным электроракетным двигателем на стенде МАИ