По словам главы департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства Минэкономразвития Игоря Коваля, на сегодняшний день в РФ реализуется 586 проектов ГЧП, на 472 – приходятся концессионные соглашения. Из них 8 проектов федерального уровня, 103 - на основе региональной законодательной базы, 56 - реализуются черех механизмы близкие к государственно-частному партнерству (контракты жизненного цикла, инвестсоглашения и другие).
Руководитель департамента отметил, что в 75 субъектах РФ уже действуют соответствующие законы, однако по-прежнему отсутствует федеральный пласт, который должен быть доработан в ближайшее время.
Разнообразие в перечень форм ГЧП должен внести федеральный закон, который в 2013 году был рассмотрен Госдумой в первом чтении и до сих пор находится в стадии доработки. Вопрос о причинах «пробуксовки» законопроекта периодически поднимается, в частности он был затронут 16 марта в рамках встречи фракции «Единая Россия» с главой МЭР. Алексей Улюкаев отметил, что изначальная версия ФЗ имела ряд недостатков, которые к настоящему моменту устранены.
Справедливости ради стоит отметить, что, действительно, данный законопроект относится к разряду тех, что не принимаются быстро в силу сложности. Дело в том, что ГЧП регулирует взаимоотношения власти и бизнес-сообщества не во всех отраслях экономики, а только в тех, где есть государственные обязательства:«социалка», транспорт, ЖКХ и многие другие. Это и подводный камень, и неоспоримое преимущество.
В то же время руководитель ведомства напомнил, что несмотря на отсутствие ФЗ, регионы в праве принимать собственные законы о ГЧП, что многие из них и сделали. В этом смысле интересен рейтинг регионов России по развитию государственно-частного партнерства, составленный Министерством экономического развития. В первой десятке уверенно держится Воронежская область. Уровень развития этого института в регионе эксперты оценили на 54,4 %, что позволило нам закрепиться в группе субъектов РФ с высоким уровнем развития ГЧП. Лестных слов от аналитиков удостоилась законодательная база, определяющая механизмы действия ГЧП: хотя соответствующие акты приняты в 75 субъектах, в большинстве случаев их качество оставляет желать лучшего. Но Воронежская область вошла в десятку регионов, где нормативные правовые акты проработаны на должном уровне.
*Концессионное соглашение - это договор, в силу которого одна сторона обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концедент), осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности на срок, установленный этим соглашением.