Сложное, загадочное, эмоциональное
В год 160-летия Чехова художественный руководитель театра Владимир Петров поставил трагикомедию по его первой пьесе. Писатель создал ее в 18 лет.
Долгое время произведение хранилось у сестры Антона Павловича. Как оно называлось, никто не знает, так как первые листы рукописи были утеряны. Пьесу опубликовали уже после смерти Чехова. На театральных подмостках она шла под разными названиями: «Платонов», «Безотцовщина»…
По мнению литературоведов, это «самое сложное и загадочное, самое эмоциональное, «на разрыв души», кипящее страстями произведение Чехова, вестник новой драмы».
«Эта пьеса сильно отличается от позднего творчества писателя открытыми страстями, столкновениями, любовными перипетиями. В ней есть юношеский максимализм, поиски смысла жизни и отражение ужаса, который видел Чехов,– подтверждает режиссер Владимир Петров. – Мне это произведение нравится своим темпераментом. Чехов печален в драматургии. Конечно, есть комедии – «Предложение», «Юбилей», «Свадьба», где можно посмеяться. Но в основном, тексты наполнены тоской по лучшей жизни. В его первой пьесе есть задатки комедии, водевильные ситуации, которые плохо заканчиваются. Этот жанр обозначают как трагикомедия, я же сформулировал его для себя как водевиль с убийством. На афише эта формулировка выглядела бы смешно, но, по сути, она очень точная. Убийство не в том, что стреляют, а в том, что жизнь проиграна окончательно».
Любовный многоугольник
По сюжету, в дворянское имение Войницевых в предвкушении веселого и безмятежного летнего отдыха съезжаются гости. Однако привычный ход событий нарушает любовный многоугольник, в центре которого оказывается предмет обожания четырех женщин Михаил Платонов в исполнении Антона Тимофеева.
Сложный характер, эпатажное поведение, поиски предназначения и смысла жизни… Подававший большие надежды студент с годами растерял амбиции и страдает от нереализованности.
В «Пьесе без названия» очень много любви – эгоистичной, всепрощающей, придуманной, истеричной… И во всем этом разнообразии должен разобраться главный герой.
Так кто же он – Платонов – мученик или подлец?
«У Чехова есть вещи, которые понять очень трудно. Когда мы говорим, что человек хороший, это значит, что хорошего в нем чуть больше, чем плохого. И наоборот, – поясняет Владимир Петров. – Если он плохой, в нем тоже есть хорошее, но чуть меньше. Подлец – не подлец, но женщинам Платонов нравится. Он говорит: «Я не сила, я слабость, страшная слабость». А они надеются возродить его к новой жизни. Я не могу вынести ему приговор. Понятно, что он не ангел».
Песок, снег или соль?
Пьеса огромная, если ставить ее полностью, это как минимум 10 часов. Худрук театра драмы ограничился 3,5, сделав свою редакцию и убрав двух незначительных персонажей. Однако артистам пришлось прочитать весь тест полностью.
«Мы обсудили все характеристики и подробности, которые есть у Чехова, – рассказывает Владимир Сергеевич. – Обговорили все сокращения: что, почему, зачем? Когда делаешь инсценировку большого романа, понимаешь, там прописано все. Но не обязательно все переносить на сцену, главное, это знать».
В этой постановке Петров выступил не только как режиссер, но и как сценограф. Помимо воздушных полупрозрачных полотен, строгих геометрических форм, в спектакле появилась… груда песка.
«Если бы я был приглашенным режиссером и ставил спектакль в чужом театре, любой директор сказал бы: «Нет, этого не надо! Разнесете по всем помещениям, попадет в механизмы сцены. Да и вообще, это дорого стоит!» – не скрывает он. – Когда ты можешь делать то, что тебе привиделось, то, что ты хочешь, это великое счастье. Хотя, думаю, монтировщики меня не любят, это тяжелая, многокилограммовая история. Песок, снег, соль… Среда, которую можно читать по-разному. В начале пьесы у нас Багамы – курорт, солнце, пляж, счастливая жизнь, которая в итоге плохо заканчивается… У каждого свои ассоциации».
Партнер театра драмы имени Кольцова – Центр Галереи Чижова – центр поддержки культурных инициатив.